Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
тесной зависимости от государства, прочно привязанная к домашнему хозяйству, но при
этом имеющая доступ к политической жизни и пользующаяся уважением благодаря
своему участию в производительном труде, русская женщина оказывается в особом
положении, которое было бы полезно по возможности изучить непосредственно во всей
его исключительности; к сожалению, обстоятельства не позволяют мне сделать это.
Комиссия по положению женщин на своей недавней сессии в ООН потребовала
признания всеми нациями равенства в правах мужчины и женщины и одобрила целый ряд
предложений, нацеленных на то, чтобы конкретная реальность была приведена в
соответствие с этим юридическим статусом. Дело, кажется, было выиграно. Будущее
может лишь привести к все более и более глубокой ассимиляции женщины с некогда
мужским обществом.
Если окинуть единым взором всю эту историю в целом, напрашивается целый ряд
выводов. Первый из них тот, что вся история женщин творилась мужчинами. Точно так
же, как в Америке нет проблемы черных, а есть только проблема белых?, как
«антисемитизм это не еврейская проблема, а наша»2, так и проблема женщины всегда
была мужской проблемой. Мы видели, по каким причинам изначально физическая сила
обеспечивала мужчинам моральное преимущество; они создали ценности, нравы,
религию; эту власть женщины никогда у них не оспаривали. Считанные единицы Сафо,
Кристина Пизанская, Мэри Уоллстонкрафт, Олимпия де Гуж протестовали против
суровости своей доли; иногда случались коллективные манифестации; но римские
матроны, объединившиеся против закона Оппия, или англосаксонские суфражистки
смогли оказать давление только потому, что мужчины охотно ему поддавались. Судьба
женщины всегда была в их руках; и распоряжались они ею отнюдь не в ее интересах
они пеклись о своих проектах, своих опасениях, своих надобностях. Они поклонялись
богине-матери только потому, что Природа внушала им страх; как только бронзовые
орудия труда дали им возможность ей противостоять, они установили патриархат; и тогда
статус женщины стал определяться конфликтом между семьей и государством; в
положении женщины нашло отражение отношение христианина к Богу, миру и своей
плоти; то, что в средние века называли «женской распрей», на самом деле было спором
1 My r d all. American dilemma.
2 J.-P. S a r t r e. Reflexions sur la Question juive.
171
между клерками и светскими лицами относительно брака и безбрачия; к установлению
опеки над замужней женщиной привел социальный строй, основанный на частной
собственности, а современную женщину освободила техническая революция,
осуществленная мужчинами. Именно эволюция мужской этики привела к уменьшению
количества детей в семьях с помощью противозачаточных средств и частично освободила
женщину от тягот материнства. Да и сам феминизм никогда не был автономным
движением: он был частично орудием в руках политиков, частично эпифеноменом,
отражающим более глубокую социальную драму. Женщины никогда не составляли
отдельной касты, да и, по правде говоря, никогда не стремились играть в истории какую-
то роль именно как пол. Доктрины, взывающие к женщине как к плоти, жизни,
имманентности, как к Другому, суть идеологии мужчин, нисколько не выражающие
|