Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
женские притязания. Большинство женщин смиряются со своей судьбой и совсем не
пытаются действовать; а если кто и пробовал что-то изменить, то не из стремления
замкнуться в своей исключительности и дать ей восторжествовать, а из стремления ее
преодолеть. Они вмешивались в ход мирового развития в согласии с мужчинами и в
предложенных
мужчинами перспективах.
Это вмешательство в целом было второстепенным и эпизодическим. Классы, в которых
женщины пользовались некоторой экономической автономией и участвовали в
производстве, были угнетаемыми классами, и как работницы женщины были порабощены
еще в большей степени, чем работники мужского пола. В правящих классах женщина
жила как паразит и в качестве такового полностью подчинялась мужским законам; в
обоих случаях возможность действия для нее практически исключалась. Право и нравы не
всегда совпадали: и равновесие между ними устанавливалось таким образом, что реально
женщина никогда не была свободна. В древнеримской республике экономические условия
дают матроне конкретные возможности, но никакой юридической независимости у нее
нет; часто так же дело обстоит в крестьянской среде и у мелкой торговой буржуазии; дома
любовница-прислуга, в социальном плане женщина несовершеннолетняя. И наоборот,
в те эпохи, когда общество распадается, женщина эмансипируется, однако, переставая
быть вассалом мужчины, она теряет и свою вотчину; у нее есть только негативная
свобода, которая находит свое выражение лишь в вольном поведении и распутстве, так
было в период упадка Римской империи, в эпоху Возрождения, в XVIII веке, при
Директории. Или она находит себе применение, но при этом порабощена; или она
освобождается, но не находит себе применения. Следует среди всего прочего отметить,
что замужняя женщина всегда имела свое место в обществе, но была абсолютно
бесправна, тогда как незамужняя, будь то честная девушка или проститутка, обладала
всеми правами мужчины; но вплоть до нынешнего века она была более или менее
172
исключена из общественной жизни. Такая противоположность права и нравов породила, в
частности, любопытный парадокс: свободная любовь не запрещена законом, тогда как
супружеская измена является правонарушением; между тем часто «согрешившая»
девушка считается обесчещенной, тогда как на похождения супруги смотрят
снисходительно; многие девушки с XVII века до наших дней выходили замуж специально,
чтобы свободно заводить любовников. При такой замысловатой системе основная масса
женщин связана по рукам и ногам нужны исключительные обстоятельства, чтобы
между двумя видами уз, абстрактных и конкретных, смогла пробиться и утвердить себя
женская личность. Сравнимые с мужскими деяния совершили лишь те женщины, которые
силою социальных установлений были вознесены превыше всех половых различий.
Изабелла Католическая, Елизавета Английская, Екатерина Великая не принадлежали ни к
мужскому, ни к женскому полу это монархи. Примечательно, что, утратив социальный
смысл, их женственность перестала обозначать неполноценность; в пропорциональном
отношении королев, чье царствование считается великим, было намного больше, чем
великих королей. Такое же превращение происходит и в религии; Екатерина Сиенская и
святая Тереза это святые души, без учета каких-либо физиологических условий; их
мирская и мистическая жизнь, их деятельность и литературные труды достигают мало
кому из мужчин доступных высот. Есть основания полагать, что другим женщинам не
|