Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
женщин; а так как женщины выходят за пределы этого мира, именно к ним обращаются
мужчины, когда пытаются при помощи культуры перейти границы своего универсума и
подступиться к чему-то другому. Куртуазный мистицизм, гуманистическое любопытство,
вкус к красоте, развившийся в итальянском Возрождении, прециозность XVII века,
прогрессивный идеал XVIII века в разных формах ведут к превознесению женственности.
Женщина занимает
1 Примечательно, что в Париже из тысячи статуй (за исключением королев, которые по
чисто архитектурным соображениям окружают клумбу Люксембургского сада) только
десять воздвигнуто в честь женщин. Три посвящены Жанне д'Арк. Остальные это г-жа
де Сепор, Жорж Санд, Сара Бернар, г-жа Бусико и баронесса де Гирш, Мари Дерезм, Роза
Бон¸р.
174
главное место в поэзии, становится центром художественного произведения; располагая
большим досугом, она может посвятить себя усладам разума; вдохновительница, судья,
аудитория писателя, она становится его соперницей; часто именно благодаря ей берут
верх тот или иной вид чувственности, та или иная этика; она питает мужские сердца и тем
самым вмешивается и в собственную судьбу: женское образование это в большей
степени завоевание самих женщин. В то же время, если женщины-интеллектуалки в
совокупности и играют важную роль, их индивидуальный вклад, как правило, куда менее
весом. Женщина занимает привилегированное место в области мысли и искусства, потому
что она не участвует в действии; но искусство и мысль черпают жизненную силу в
действии. Быть за пределами мира расположение неблагоприятное для того, кто
стремится сотворить его заново; и здесь тоже, чтобы возвыситься над данностью, надо
прежде глубоко в ней укорениться. Реализация личности почти невозможна для людей из
тех категорий, которые коллективно держат в приниженном положении. «В юбках куда,
по-вашему, мы можем пойти? » спрашивала Мария Башкирцева. А Стендаль говорил:
«Все гении, родившиеся женщинами, потеряны для счастья общества». По правде говоря,
гениями не рождаются ими становятся; а положение женщины до сих пор делало это
становление невозможным.
Антифеминисты выводят из анализа истории два противоречивых аргумента: 1 )
женщины никогда не создавали ничего великого; 2) положение женщины никогда не
мешало расцвету великих личностей женского пола. В обоих утверждениях чувствуется
предвзятость; успехи нескольких удачливых особ не могут ни компенсировать, ни
оправдать систематического унижения основной массы; а то, что успехи эти редки и
ограниченны, как раз и доказывает, что обстоятельства им не благоприятствуют. Как
утверждали Кристина Пизанская, Пулен де ля Барр, Кондорсе, Стюарт Милль, Стендаль,
ни в одной области женщина не могла полностью выявить свои возможности. Именно
поэтому сегодня многие из них требуют нового статуса; опять же им не нужно, чтобы
превозносили их женственность, они хотят, чтобы в них самих, как и в человечестве в
целом, трансцендентность возобладала над имманентностью; они хотят, наконец,
получить абстрактные права и конкретные возможности, без совпадения которых свобода
не что иное, как мистификация1.
Здесь снова антифеминисты играют на двусмысленности. То, не ставя ни во что
абстрактную свободу, они восторгаются огромной конкретной ролью, которую может
|