Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
играть в обществе порабощенная женщина, чего Же она тогда требует. А то, упустив из
виду, что негативная свобода не дает никаких конкретных возможностей, упрекают
абстрактно раскрепощенных Женщин, что они никак себя не проявляют.
175
Сейчас это желание на пути к осуществлению. Но переживаемый нами период
переходный; этот мир, всегда принадлежавший мужчинам, еще в их руках; установления
и ценности патриархальной цивилизации в большой степени сохранились. Далеко не везде
женщинам предоставлена вся полнота абстрактных прав: в Швейцарии они до сих пор не
голосуют, во Франции закон 1942 года в смягченной форме закрепляет преимущества
супруга. А абстрактных прав, как мы только что говорили, никогда не бывает достаточно,
чтобы обеспечить женщине конкретный подступ к миру; сегодня между двумя полами
еще нет подлинного
равенства.
Прежде всего бремя семейной жизни для женщины по-прежнему намного тяжелее, чем
для мужчины. Мы видели, что зависимость от материнства уменьшилась в результате
применения открытого или тайного противозачаточных средств; но подобная
практика охватывает не всех и соблюдается недостаточно строго; поскольку официально
аборт запрещен, многие женщины подвергают опасности свое здоровье
неконтролируемыми абортивными действиями или вынуждены сносить тяготы нового
материнства. Заботы о детях, как и ведение хозяйства, почти исключительно ложатся на
плечи женщины. Во Франции, в частности, настолько прочно укоренилась
антифеминистская традиция, что мужчина счел бы для себя унижением принять участие в
делах, всегда считавшихся женскими. Получается, что женщине труднее, чем мужчине,
сочетать семейную жизнь и работу. В тех случаях, когда общество требует от нее этого
усилия, ей живется намного тяжелее, чем ее супругу.
Рассмотрим, например, долю крестьянок. Во Франции они составляют большинство
женщин, участвующих в производительном труде; и, как правило, они замужем.
Незамужняя на деле чаще всего остается прислугой в доме отца, брата или сестры;
хозяйкой дома она становится, лишь признав над собой власть мужа; в разных регионах
нравы и традиции отводят ей различную роль: нормандская крестьянка во время трапезы
сидит во главе стола, тогда как корсиканская женщина не садится за один стол с
мужчинами; но в любом случае, играя важнейшую роль в домашнем хозяйстве, она
разделяет с мужем ответственность, интересы, вместе с ним владеет собственностью;
пользуясь уважением и держа все в своих руках, она занимает примерно то же положение,
что в древней сельскохозяйственной общине. Ее престиж часто равен или превышает
престиж мужа; однако конкретные условия жизни ее намного тяжелее. Уход за садом,
птичьим двором, овчарней, свинарником всецело ложится на ее плечи; принимает она
участие и в тяжелой работе: уходе за стойлами, унавоживании, севе, вспашке, прополке,
сенокосе; она копает, выдирает сорняки, жнет, собирает виноград, а порой еще помогает
нагружать и разгружать возы соломы, сена, дров и хвороста, фуража и пр. Кроме того, она
готовит еду и ведет хозяйство: сти-
|