Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
освобожденным от жизни значит снова стать истинным, завершиться. И понимающий
это отнесся бы к возвращению в состояние бесчувственного праха как к празднику».
Чосер вкладывает в уста старика, который никак не может умереть, такую мольбу: Палкой
моей ночью и днем
Стучусь я в землю, дверь матери моей, И говорю: «О мать! Впусти меня».
Человек хочет утвердить свое существование во всей его исключительности и обрести
гордое спокойствие от осознания своего «существенного отличия», но также он желает
сломать преграды своего «я», слиться с водой, землей, ночью, с Ничем и со Всем.
Женщина, обрекающая мужчину на конечность, в то же время позволяет ему выйти за
пределы своего «я»: отсюда и связанная с нею двусмысленная магия.
Во всех цивилизациях и даже в наши дни она внушает мужчине ужас: он проецирует на
нее ужас перед собственной плотской случайностью. Девочка, не достигшая половой
зрелости, не таит в себе угрозы, не окружена никакими табу, в ней нет ничего сак-
«Метаморфозы либидо».
189
рального. Во многих примитивных обществах даже ее половой орган представляется
невинным: с самого детства мальчикам и девочкам дозволяются эротические игры.
Женщина становится нечистой с того момента, как может зачать. Часто встречаются
описания строгих табу, окружавших в примитивных обществах девочку в день ее первой
менструации; даже в Египте, где к женщине относились с исключительным почтением, на
протяжении всего периода месячных ее держали взаперти 1. Часто ее выгоняют на крышу
какого-нибудь дома, отправляют в хижину, расположенную за пределами деревни, ее
нельзя ни видеть, ни трогать больше того, она сама не может касаться рукой своего
тела; у народов, ежедневно занимающихся вычесыванием вшей, ей дают палочку, чтобы
она могла почесаться; ей нельзя прикасаться пальцами к пище; иногда ей вообще
запрещается есть; в других случаях мать и сестра могут покормить ее с помощью какого-
нибудь инструмента; но все предметы, которых она касалась в этот период, должны быть
сожжены. После первого испытания связанные с менструацией табу перестают быть
настолько суровыми, но по-прежнему остаются строгими, В Левите, в частности,
говорится; «Если женщина имеет истечение крови, текущей из ее тела, то она должна
сидеть семь дней во время очищения своего. И всякий, кто прикоснется к ней, нечист
будет до вечера. И все, на чем она ляжет... и все, на чем сядет, нечисто. И всякий, кто
прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет
до вечера». Этот текст в точности совпадает с тем местом, где речь идет о нечистоте в
результате заболевания гонореей. И очистительная жертва в обоих случаях одинакова.
Очистившись от истечений, следует отсчитать семь дней и принести двух горлиц или двух
молодых голубей священнику, который принесет их в жертву Всевышнему. Следует
отметить, что в матриархальных обществах менструации приписывались амбивалентные
свойства. С одной стороны, она парализует социальную деятельность, подрывает
жизненные силы, от нее вянут цветы и падают плоды; но она может действовать и
благотворно: выделения используются для приготовления любовных напитков и лекарств,
в частности для врачевания порезов и синяков. Еще сегодня у некоторых индейцев, когда
они отправляются сражаться с фантастическими чудовищами, населяющими их реки,
|