Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
роду преображенную, мужчина обрекает женщину на искусственность. Она не только
«физис», но в такой же степени «антифизис»; и это не только в цивилизованных странах,
где делают электрический перманент, удаляют волосы при помощи воска и носят
эластичные пояса, но и там, где ходят негритянки с подносами, в Китае и повсюду на
земле. Эту мистификацию разоблачил Свифт в знаменитой оде к Селии; он с отвращением
описывает снаряжение кокетки и с отвращением напоминает о животных функциях ее
тела; возмущаясь, он не прав вдвойне; ибо мужчина хочет, чтобы женщина одновременно
была зверем и растением и скрывалась под рукотворной броней; он любит ее выходящей
из морской пены и из дома моделей, обнаженную и одетую, обнаженную под одеждой,
именно такую, какой привык видеть ее в человеческом мире. Горожанин ищет в женщине
животное начало; а для молодого крестьянина, проходящего военную службу, бордель
воплощает всю магию города. Женщина это поле и пастбище, но одновременно
Вавилон.
Между тем в этом состоит первая ложь, первое предательство женщины предательство
самой жизни, которая, даже принимая самые привлекательные формы, всегда несет в себе
ферменты старения и смерти. Уже одно то, как мужчина использует женщину, разрушает
самые ценные ее качества: под тяжестью материнства она утрачивает эротическую
привлекательность; даже если она бездетна, годы идут и искажают ее прелести.
Немощная, безобразная, старая женщина вызывает ужас. Тогда говорят, что она поблекла,
увяла, как сказали бы о растении. Конечно, у мужчины дряхлость тоже страшна; но
нормальный мужчина не рассматривает других мужчин как плоть; с этими автономными,
посторонними телами его связывает только абстрактная солидарность. А вот наблюдая
женское тело, это ему предназначенное тело, он ощутимо сталкивается с умиранием
плоти. «Прекрасная оружейница» Вийона смотрит на увядание своего тела враждебными
глазами мужчин. Старая, безобразная женщина это не только непривлекательный
предмет; она вызывает ненависть, смешанную со страхом. В ней снова выявляется
пугающая ипостась Матери, тогда как прелести Супруги меркнут.
Но и Супруга тоже опасная добыча. В выходящей из вод Венере, в свежей пене и
золотистых колосьях притаилась Деметра; завладевая женщиной через извлекаемое из нее
наслаждение, мужчина одновременно будит в ней коварные силы плодовитости; он
проникает в тот самый орган, который производит на свет детей. Поэтому во всех
обществах множество табу оберегают мужчину от угрозы, таящейся в женском половом
органе. Обратное утверждение неверно, женщине нечего бояться от мужчины; его орган
воспринимается как светский, несвященный. Фаллос может быть вознесен до уровня бога,
но в поклонении ему нет ни малейшего элемента ужаса; в повседневной жизни женщина
не нуждается в мистической защите от него, он только благотворен
202
для нее. Примечательно, впрочем, что во многих обществах с материнским правом
половая жизнь очень свободна но только в детские годы и в ранней юности женщины,
когда половой акт не связан с идеей деторождения. Малиновский с некоторым
удивлением рассказывает, что молодые люди, свободно занимающиеся любовью в «доме
холостяков», охотно выставляют напоказ свои отношения; а дело в том, что, если девушка
не замужем, считается, что она неспособна родить, и тогда половой акт воспринимается
|