Navigation bar
  Print document Start Previous page
 164 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
как мирное мирское развлечение. Но как только она выходит замуж, супруг, наоборот,
ничем не должен выдавать свои чувства к ней, не должен к ней прикасаться, а любой
намек на их интимную близость становится святотатством: а все потому, что теперь она
соприкасается с грозной материнской сущностью, а половой акт становится
священнодействием. Отныне он сопровождается запретами и предосторожностями.
Половое сношение не разрешается во время обработки земли, сева и посадки растений:
причина в данном случае заключается в том, что оплодотворяющие силы, необходимые
для выращивания обильного урожая, а значит, для общего блага, не должны
расходоваться в межличностных отношениях; такая экономия предписывается из
почтения к связанным с плодородием силам. Но в большинстве случаев воздержание
оберегает мужественность супруга; мужчине следует воздерживаться перед рыбной
ловлей, перед охотой и особенно когда он собирается на войну; в союзе с женщиной
мужское начало ослабевает, а потому мужчине следует избегать близости всякий раз,
когда ему требуются все его силы. Возникает вопрос, вызывает ли женщина отвращение у
мужчины потому, что он вообще испытывает отвращение к проявлениям пола, или
наоборот. Можно констатировать, что, в частности, в Левите ночная поллюция
рассматривается как нечистота, хотя женщина тут ни при чем. А в наших современных
обществах опасной и греховной считается мастурбация; многие мальчики и молодые
люди, предающиеся этому занятию, испытывают при этом невыносимую тревогу.
Уединенное наслаждение превращается в порок из-за вмешательства общества и особенно
родителей; но не один юноша испытал неожиданный испуг при виде своих первых
эякуляций: любое выделение его собственной субстанции, будь то кровь или сперма,
кажется ему тревожным; из него утекает его жизнь, его мана. В то же время, даже если
субъективно мужчина может иметь некоторый эротический опыт, где женщина не
присутствует, объективно она все равно присутствует в его сексуальной жизни: как
говорил Платон в мифе об андрогинах, мужской организм предполагает женский
организм. Обнаружив свой пол, мужчина обнаруживает женщину, даже если она не дана
ему ни во плоти, ни в изображении; и наоборот, женщина страшна тем, что воплощает в
себе все, что относится к полу. Никогда нельзя разделять имманентный и
трансцендентный аспекты жизненного опыта: то, чего я боюсь или желаю, — всегда одно
из превращений моего соб-
 
203 
ственного существования, но ничто не может произойти со мной без помощи того, что не
является мною. «Не-я» содержится в ночных поллюциях, в эрекции, если и не в ярко
выраженном женском облике, то, во всяком случае, в качестве Природы и Жизни: человек
чувствует, что им овладевает чуждая ему магия. Амбивалентность его чувств к женщине
сказывается и в отношении к собственному половому признаку: он им гордится,
посмеивается над ним и стыдится его. Маленький мальчик заносчиво сравнивает свой
пенис с пенисами товарищей; первая эрекция вселяет в него гордость и страх. Мужчина
хочет, чтобы в его члене видели символ трансцендентности и могущества; он кичится им
как морщинистым мускулом и одновременно как магическим даром: это свобода,
обогащенная всей случайностью данности, и данность, подвластная свободному
волеизъявлению; эта противоречивость приводит мужчину в восхищение; но он
подозревает об обмане; орган, с помощью которого он собирается самоутверждаться, не
слушается его; он полон неутоленных желаний, напрягается неожиданно, часто
облегчается во сне, то есть являет собой подозрительную и капризную жизненную силу.
Hosted by uCoz