Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
отношению к которой определялась наклонная, существует абсолютный человеческий тип
тип мужской. У женщины есть яичники и матка эти специфические условия
определяют ее субъективный мир; некоторые охотно утверждают, что она мыслит своими
железами. Мужчина величественно забывает, что и в его анатомии есть гормоны, Кинси,
например, в своем докладе ограничивается определением сексуальных характеристик
американского мужчины, а это совсем другое дело.
27
семенники. Он ощущает свое тело как прямое и нормальное отношение с миром, который,
как ему кажется, он постигает в его объективности, тогда как тело женщины
представляется ему отягченным всем тем, что подчеркивает специфику этого тела,
этакое препятствие, тюрьма, «Самка является самкой в силу отсутствия определенных
качеств, говорил Аристотель. Характер женщины мы должны рассматривать как
страдающий от природного изъяна». А вслед за ним святой Фома Аквинский утверждает,
что женщина это «несостоявшийся мужчина», существо «побочное». Именно это и
символизирует история Бытия, где Ева представляется сделанной, по словам Боссюэ, из
«лишней кости» Адама. Человечество создано мужским полом, и это позволяет мужчине
определять женщину не как таковую, а по отношению к самому себе; она не
рассматривается как автономное существо. «Женщина существо относительное...»
пишет Мишле. И таким образом, утверждает г-н Бенда в «Рассказе Уриэля»; «Тело
мужчины имеет смысл в самом себе, вне всякой связи с телом женщины, в то время как
последнее, по-видимому, этого смысла лишено, если не соотносится с мужским...
Мужчина мыслит себя без женщины. Она же не мыслит себя без мужчины». Она лишь
то, что назначит ей мужчина. Таким образом, ее называют «полом», подразумевая под
этим, что мужчине она представляется прежде всего существом определенного пола: для
него она является полом, а значит, является им абсолютно. Она самоопределяется и
выделяется относительно мужчины, но не мужчина относительно нее; она
несущественное рядом с существенным. Он Субъект, он Абсолют, она Другой1, 1
Идея эта была с наибольшей ясностью выражена Э. Левинасом в его эссе «Время и
Другой». Он объясняет ее следующим образом: «Возможна ли ситуация, при которой
Другое было бы свойственно существу в положительном смысле, как сущность? Что это
за Другое, что не входит просто-напросто в противопоставление двух видов одного рода?
Я думаю, что абсолютно противостоящее, противоположное, противоположность
которого ни в коей мере не взаимосвязана с отношением, которое может возникнуть
между ним и вторым членом оппозиции, противоположность, позволяющая термину
оставаться абсолютно другим, это женское начало. Пол это не какое-нибудь
специфическое различие... Различие полов это также и не противоречие... Не является
оно и парой дополнительных терминов, ибо отношение дополнительности между двумя
терминами предполагает изначальное существование единого целого... Другое
реализуется в женском начале. Термин одного ряда с сознанием, но противоположный
ему по смыслу».
Я полагаю, г-н Левинас не забыл, что женщина тоже сама по себе сознание. Но
поразительно, что он с ходу принимает мужскую точку зрения, даже не упоминая о
взаимозаменяемости субъекта и объекта. Когда он пишет, что женщина это тайна, он
подразумевает, что она тайна для мужчины. И получается, что это претендующее на
объективность описание на самом деле является утверждением мужского преимущества.
|