Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
 
28
Категория Другой изначальна, как само сознание. В самых примитивных обществах, в
самых древних мифологиях всегда можно найти дуализм Одного и Другого; это
разделение первоначально не было знаком разделения полов, это деление не зависит ни от
каких эмпирических данных — такой вывод среди прочих следует из трудов Гране,
посвященных китайской философии, и работ Дюмезиля об Индии и Риме, Пары Варуна—
Митра, Уран— Зевс, Солнце—Луна, День—Ночь первоначально не несут в себе никакого
женского элемента, точно так же как противопоставление Добра и Зла, благоприятных и
неблагоприятных принципов, правого и левого, Бога и Люцифера. «Другое» (иная суть. —
Peg.) — это одна из фундаментальных категорий человеческой мысли. Ни один коллектив
никогда не определит себя как Нечто, сразу же не поставив перед собой Другого,
Достаточно трем пассажирам случайно оказаться в одном купе, чтобы все остальные
пассажиры стали «другими» с неопределенным оттенком враждебности, Для деревенского
жителя все, кто не живет в его деревне, — подозрительные «другие»; для уроженца какой-
нибудь страны жители всех остальных стран представляются «чужими», евреи —
«другие» для антисемита, негры — для американских расистов, туземцы — для
колонистов, пролетарии — для имущих классов. Углубленное исследование различных
видов примитивных обществ Леви-Строс счел возможным завершить выводом: «Переход
из состояния Природы в состояние Культуры определяется способностью человека
мыслить биологические отношения в виде системных оппозиций; дуализма, чередования,
противопоставления и симметрии, независимо от того, представлены ли они в четких или
расплывчатых формах, отражают ли те явления, что нуждаются в объяснении, или
фундаментальные и непосредственные данные социальной действительности»!. Понять
эти явления было бы невозможно, если бы человеческая действительность сводилась
только к mitsein2, основанному исключительно на солидарности и дружбе. Многое,
напротив, проясняется, когда вслед за Гегелем обнаруживаешь в самом сознании
фундаментальную враждебность по отношению к любому другому сознанию; субъект
мыслит себя только в противополагании: он утверждает себя как существенное и полагает
все остальное несущественным, объектом.
Но дело в том, что другое сознание выдвигает ему навстречу такое же утверждение:
уроженец какой-нибудь страны, отправившись в путешествие, бывает поражен,
обнаружив в соседних странах местных уроженцев, которые смотрят на него как на чу-
1 См.: L e v i-S t r a u s s. Les structures elementaires de la Parente. Я очень благодарна К.
Леви-Стросу за то, что он любезно позволил мне ознакомиться с гранками его
диссертации, которую я наряду с другими источниками широко использовала во второй
части.
«Бытие», «со-бытие» {нем.} — термин Хайдеггера. — Перев.
 
29
жого. Между деревнями, кланами, нациями, классами возникают войны, потлачи, сделки,
договоры, разные формы борьбы, благодаря которым Другой перестает быть абсолютным
Hosted by uCoz