Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
28
Категория Другой изначальна, как само сознание. В самых примитивных обществах, в
самых древних мифологиях всегда можно найти дуализм Одного и Другого; это
разделение первоначально не было знаком разделения полов, это деление не зависит ни от
каких эмпирических данных такой вывод среди прочих следует из трудов Гране,
посвященных китайской философии, и работ Дюмезиля об Индии и Риме, Пары Варуна
Митра, Уран Зевс, СолнцеЛуна, ДеньНочь первоначально не несут в себе никакого
женского элемента, точно так же как противопоставление Добра и Зла, благоприятных и
неблагоприятных принципов, правого и левого, Бога и Люцифера. «Другое» (иная суть.
Peg.) это одна из фундаментальных категорий человеческой мысли. Ни один коллектив
никогда не определит себя как Нечто, сразу же не поставив перед собой Другого,
Достаточно трем пассажирам случайно оказаться в одном купе, чтобы все остальные
пассажиры стали «другими» с неопределенным оттенком враждебности, Для деревенского
жителя все, кто не живет в его деревне, подозрительные «другие»; для уроженца какой-
нибудь страны жители всех остальных стран представляются «чужими», евреи
«другие» для антисемита, негры для американских расистов, туземцы для
колонистов, пролетарии для имущих классов. Углубленное исследование различных
видов примитивных обществ Леви-Строс счел возможным завершить выводом: «Переход
из состояния Природы в состояние Культуры определяется способностью человека
мыслить биологические отношения в виде системных оппозиций; дуализма, чередования,
противопоставления и симметрии, независимо от того, представлены ли они в четких или
расплывчатых формах, отражают ли те явления, что нуждаются в объяснении, или
фундаментальные и непосредственные данные социальной действительности»!. Понять
эти явления было бы невозможно, если бы человеческая действительность сводилась
только к mitsein2, основанному исключительно на солидарности и дружбе. Многое,
напротив, проясняется, когда вслед за Гегелем обнаруживаешь в самом сознании
фундаментальную враждебность по отношению к любому другому сознанию; субъект
мыслит себя только в противополагании: он утверждает себя как существенное и полагает
все остальное несущественным, объектом.
Но дело в том, что другое сознание выдвигает ему навстречу такое же утверждение:
уроженец какой-нибудь страны, отправившись в путешествие, бывает поражен,
обнаружив в соседних странах местных уроженцев, которые смотрят на него как на чу-
1 См.: L e v i-S t r a u s s. Les structures elementaires de la Parente. Я очень благодарна К.
Леви-Стросу за то, что он любезно позволил мне ознакомиться с гранками его
диссертации, которую я наряду с другими источниками широко использовала во второй
части.
«Бытие», «со-бытие» {нем.} термин Хайдеггера. Перев.
29
жого. Между деревнями, кланами, нациями, классами возникают войны, потлачи, сделки,
договоры, разные формы борьбы, благодаря которым Другой перестает быть абсолютным
|