Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
понятием и обнаруживает свою относительность. Волей-неволей индивиды и группы
вынуждены признать обоюдную направленность своих отношений, Как же случилось, что
между полами эта обоюдная направленность не была установлена, что один из терминов
утвердился как единственно существенный, отказав второму в какой бы то ни было
относительности, определив его как совершенно Другое? Почему женщины не
оспаривают мужское верховенство? Ни один субъект не признает себя ни с того ни с сего
несущественным. Ведь не Другой, определив себя как Другой, определяет тем самым
Нечто, Другим его полагает Нечто, полагающее себя как Нечто. Но чтобы Другой не
поменялся местами с Нечто, нужно, чтобы он подчинился чуждой ему точке зрения.
Откуда это подчинение в женщине?
Известны и такие случаи, когда на протяжении более или менее длительного периода
одной категории удавалось сохранять абсолютное господство над другой. Часто причиной
привилегированного положения становится численное неравенство: большинство
навязывает меньшинству свои законы или подвергает его гонениям. Но женщины не
являются меньшинством, как негры в Америке или евреи: на земле женщин столько же,
сколько мужчин. Часто также бывает, что две группы прежде были независимы; они или
когда-то вообще не знали друг о друге, или признавали автономию друг друга. Потом
какое-то историческое событие подчинило слабого более сильному: еврейская диаспора,
введение рабства в Америке, колониальные захваты все это легко датируемые факты. В
таких случаях у угнетенных есть понятие раньше: их связывают общее прошлое,
традиция, иногда религия, культура. В этом смысле представляется верным суждение
Бебеля о близости позиций женщин и пролетариата: пролетарии также не составляют
численного меньшинства и никогда не были независимой общностью. Правда, хотя
события как такового и не было, существование их в качестве класса, а также и то, почему
именно эти индивиды оказались в этом классе, объясняется ходом исторического
развития. Пролетарии существовали не всегда, женщины всегда. Они являются
женщинами по своему физиологическому строению. И сколько ни углубляйся в историю,
они всегда были подчинены мужчине; их зависимость не следствие события или
становления, нельзя сказать, что она наступила. И отчасти потому, что здесь Другое не
обладает случайным характером исторического факта, оно в данном случае выглядит как
абсолютное. Положение, сложившееся с течением времени, может через какое-то время
перестать существовать это, в частности, было замечательно доказано неграми Гаити;
природному же состоянию изменение вроде бы не грозит. На самом деле природа не более
неизменна, чем историческая действительность. Женщи-
К оглавлению
30
на воспринимает себя как несущественное, которому никогда не превратиться в
существенное, потому лишь, что она сама не осуществляет это превращение. Пролетарии
говорят «мы». Негры тоже. Полагая себя как субъект, они делают «другими» буржуазию,
белых. Женщины если не считать нескольких их съездов, бывших абстрактными
демонстрациями, не говорят «мы»; мужчины называют их «женщинами», и женщины,
чтобы называть себя, используют то же слово, но они не полагают себя по-настоящему в
качестве Субъекта. Пролетарии совершили революцию в России, негры на Гаити,
жители Индокитая борются на своем полуострове действия женщин всегда были всего
лишь символическим волнением; они добились лишь того, что соблаговолили уступить
|