Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
понятием и обнаруживает свою относительность. Волей-неволей индивиды и группы
вынуждены признать обоюдную направленность своих отношений, Как же случилось, что
между полами эта обоюдная направленность не была установлена, что один из терминов
утвердился как единственно существенный, отказав второму в какой бы то ни было
относительности, определив его как совершенно Другое? Почему женщины не
оспаривают мужское верховенство? Ни один субъект не признает себя ни с того ни с сего
несущественным. Ведь не Другой, определив себя как Другой, определяет тем самым
Нечто, Другим его полагает Нечто, полагающее себя как Нечто. Но чтобы Другой не
поменялся местами с Нечто, нужно, чтобы он подчинился чуждой ему точке зрения.
Откуда это подчинение в женщине?
Известны и такие случаи, когда на протяжении более или менее длительного периода
одной категории удавалось сохранять абсолютное господство над другой. Часто причиной
привилегированного положения становится численное неравенство: большинство
навязывает меньшинству свои законы или подвергает его гонениям. Но женщины не
являются меньшинством, как негры в Америке или евреи: на земле женщин столько же,
сколько мужчин. Часто также бывает, что две группы прежде были независимы; они или
когда-то вообще не знали друг о друге, или признавали автономию друг друга. Потом
какое-то историческое событие подчинило слабого более сильному: еврейская диаспора,
введение рабства в Америке, колониальные захваты — все это легко датируемые факты. В
таких случаях у угнетенных есть понятие раньше: их связывают общее прошлое,
традиция, иногда религия, культура. В этом смысле представляется верным суждение
Бебеля о близости позиций женщин и пролетариата: пролетарии также не составляют
численного меньшинства и никогда не были независимой общностью. Правда, хотя
события как такового и не было, существование их в качестве класса, а также и то, почему
именно эти индивиды оказались в этом классе, объясняется ходом исторического
развития. Пролетарии существовали не всегда, женщины — всегда. Они являются
женщинами по своему физиологическому строению. И сколько ни углубляйся в историю,
они всегда были подчинены мужчине; их зависимость — не следствие события или
становления, нельзя сказать, что она наступила. И отчасти потому, что здесь Другое не
обладает случайным характером исторического факта, оно в данном случае выглядит как
абсолютное. Положение, сложившееся с течением времени, может через какое-то время
перестать существовать — это, в частности, было замечательно доказано неграми Гаити;
природному же состоянию изменение вроде бы не грозит. На самом деле природа не более
неизменна, чем историческая действительность. Женщи-
 
К оглавлению
30
на воспринимает себя как несущественное, которому никогда не превратиться в
существенное, потому лишь, что она сама не осуществляет это превращение. Пролетарии
говорят «мы». Негры тоже. Полагая себя как субъект, они делают «другими» буржуазию,
белых. Женщины — если не считать нескольких их съездов, бывших абстрактными
демонстрациями, — не говорят «мы»; мужчины называют их «женщинами», и женщины,
чтобы называть себя, используют то же слово, но они не полагают себя по-настоящему в
качестве Субъекта. Пролетарии совершили революцию в России, негры — на Гаити,
жители Индокитая борются на своем полуострове — действия женщин всегда были всего
лишь символическим волнением; они добились лишь того, что соблаговолили уступить
Hosted by uCoz