Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
им мужчины; они ничего не взяли: они получили1. Дело в том, что у них нет конкретных
способов образовать единство, которое полагало бы себя в противопоставлении. У них нет
собственного прошлого, собственной истории, религии и нет трудовой солидарности и
общности интересов, как у пролетариев; нет между ними даже той пространственной
скученности, что объединяет американских негров, евреев гетто, рабочих Сен-Дени или
заводов «Рено» в единое целое. Они живут, рассеянные среди мужчин, и жильем, работой,
экономическими интересами, социальным происхождением оказываются теснее
связанными с некоторыми мужчинами будь то отец или муж, чем с остальными
женщинами. Жены буржуа солидарны с буржуа, а не с женами пролетариев; белые
женщины с белыми мужчинами, а не с черными женщинами. Пролетариат может
вознамериться истребить правящий класс; какой-нибудь фанатичный еврей или негр
может мечтать завладеть секретом атомной бомбы с тем, чтобы сделать человечество
состоящим целиком из евреев или негров, но даже в мечтах не может женщина
уничтожить мужской пол. Связь, существующая между ней и ее угнетателями, ни с чем не
сравнима, В сущности, разделение полов биологическая данность, а не момент
человеческой истории. Их противоположность выявилась в лоне изначального mitsein и не
была нарушена впоследствии. Пара это фундаментальное единство, обе половины
которого прикованы одна к другой, и никакое расслоение общества по признаку пола
невозможно. Именно этим определяется женщина: она Другой внутри единого целого,
оба элемента которого необходимы друг другу.
Можно было бы предположить, что эта взаимная необходимость облегчит освобождение
женщины. Когда Геркулес прядет шерсть у ног Омфалии, желание сковывает его
почему же Омфалии не удается надолго захватить власть? Чтобы отомстить Ясону, Медея
убивает своих детей эта дикая легенда наводит на мысль о страшном влиянии, которое
могла бы приобрести жен-
1 См., ч. 2, п. V.
31
щина благодаря своей связи с ребенком. Аристофан в шутку вообразил в «Лисистрате»
собрание женщин, решивших вместе попытаться использовать на благо обществу
потребность, которую испытывают в них мужчины, но это всего лишь комедия.
Легенда, утверждающая, что похищенные сабинянки отомстили своим похитителям
упорным бесплодием, рассказывает также, что, отстегав их кожаными ремнями, мужчины
волшебным образом одолели их сопротивление. Биологическая потребность
сексуальное желание и желание иметь потомство, которая ставит мужчину в
зависимость от женщины, в социальном плане не освободила женщину. Хозяин и раб
также объединены взаимной экономической потребностью, которая не освобождает раба.
Дело в том, что в отношении «хозяин раб» хозяин не полагает свою потребность в рабе;
у него достаточно власти, чтобы удовлетворять свою потребность и никак ее не
опосредовать. У раба же, напротив, из-за его зависимости, надежды или страха
потребность в хозяине обращается вовнутрь. И даже если оба одинаково нуждаются в
скорейшем удовлетворении потребности, эта неотложность всегда играет на руку
угнетателю против угнетенного, что объясняет, например, почему так медленно шло
освобождение рабочего класса. Ну а женщина всегда была если не рабом мужчины, то по
крайней мере его вассалом. Мир никогда не принадлежал в равной степени обоим полам.
И даже сегодня положение женщины еще очень невыгодно, хоть оно и меняется. Почти
|