Navigation bar
  Print document Start Previous page
 21 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
им мужчины; они ничего не взяли: они получили1. Дело в том, что у них нет конкретных
способов образовать единство, которое полагало бы себя в противопоставлении. У них нет
собственного прошлого, собственной истории, религии и нет трудовой солидарности и
общности интересов, как у пролетариев; нет между ними даже той пространственной
скученности, что объединяет американских негров, евреев гетто, рабочих Сен-Дени или
заводов «Рено» в единое целое. Они живут, рассеянные среди мужчин, и жильем, работой,
экономическими интересами, социальным происхождением оказываются теснее
связанными с некоторыми мужчинами — будь то отец или муж, — чем с остальными
женщинами. Жены буржуа солидарны с буржуа, а не с женами пролетариев; белые
женщины — с белыми мужчинами, а не с черными женщинами. Пролетариат может
вознамериться истребить правящий класс; какой-нибудь фанатичный еврей или негр
может мечтать завладеть секретом атомной бомбы с тем, чтобы сделать человечество
состоящим целиком из евреев или негров, но даже в мечтах не может женщина
уничтожить мужской пол. Связь, существующая между ней и ее угнетателями, ни с чем не
сравнима, В сущности, разделение полов — биологическая данность, а не момент
человеческой истории. Их противоположность выявилась в лоне изначального mitsein и не
была нарушена впоследствии. Пара — это фундаментальное единство, обе половины
которого прикованы одна к другой, и никакое расслоение общества по признаку пола
невозможно. Именно этим определяется женщина: она — Другой внутри единого целого,
оба элемента которого необходимы друг другу.
Можно было бы предположить, что эта взаимная необходимость облегчит освобождение
женщины. Когда Геркулес прядет шерсть у ног Омфалии, желание сковывает его —
почему же Омфалии не удается надолго захватить власть? Чтобы отомстить Ясону, Медея
убивает своих детей — эта дикая легенда наводит на мысль о страшном влиянии, которое
могла бы приобрести жен-
1 См., ч. 2, п. V.
 
31
щина благодаря своей связи с ребенком. Аристофан в шутку вообразил в «Лисистрате»
собрание женщин, решивших вместе попытаться использовать на благо обществу
потребность, которую испытывают в них мужчины, — но это всего лишь комедия.
Легенда, утверждающая, что похищенные сабинянки отомстили своим похитителям
упорным бесплодием, рассказывает также, что, отстегав их кожаными ремнями, мужчины
волшебным образом одолели их сопротивление. Биологическая потребность —
сексуальное желание и желание иметь потомство, — которая ставит мужчину в
зависимость от женщины, в социальном плане не освободила женщину. Хозяин и раб
также объединены взаимной экономической потребностью, которая не освобождает раба.
Дело в том, что в отношении «хозяин — раб» хозяин не полагает свою потребность в рабе;
у него достаточно власти, чтобы удовлетворять свою потребность и никак ее не
опосредовать. У раба же, напротив, из-за его зависимости, надежды или страха
потребность в хозяине обращается вовнутрь. И даже если оба одинаково нуждаются в
скорейшем удовлетворении потребности, эта неотложность всегда играет на руку
угнетателю против угнетенного, что объясняет, например, почему так медленно шло
освобождение рабочего класса. Ну а женщина всегда была если не рабом мужчины, то по
крайней мере его вассалом. Мир никогда не принадлежал в равной степени обоим полам.
И даже сегодня положение женщины еще очень невыгодно, хоть оно и меняется. Почти
Hosted by uCoz