Navigation bar
  Print document Start Previous page
 189 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
эти обычаи в суеверной, мистической, чувственной, запуганной плотью Испании.
Кальдерон, Лорка, Валлье Инклан посвятили этой теме множество драм. В «Доме
Бернарды Альбы» Лорки деревенские кумушки хотят наказать соблазненную девушку,
приложив раскаленный уголь «к месту, которым она согрешила». В «Божественных
речах» Валлье Инклана неверная жена представляется ведьмой, танцующей с демоном; 
232 
когда обнаруживается ее вина, вся деревня сбегается, чтобы сорвать с нее одежды, а
потом утопить ее. Многие обычаи требовали именно раздеть грешницу; потом ее
забрасывали камнями, как свидетельствует Евангелие, заживо хоронили, топили, сжигали.
Смысл всех этих казней в том, что ее возвращали Природе, лишив прежде социального
достоинства; своим грехом она выпустила на волю злые природные токи — искупление
представляло собой нечто вроде священной оргии, когда, срывая одежды, избивая,
умерщвляя виновную, женщины в свою очередь выпускали на волю флюиды,
таинственные, но благотворные, поскольку действовали эти женщины в согласии с
обществом.
Эта дикая суровость теряется по мере того, как ослабевают суеверия и развеивается страх.
Однако в деревнях с недоверием смотрят на цыганок, у которых нет ни Бога, ни кола ни
двора. Женщина, свободно пускающая в ход свои чары, — авантюристка, вамп, роковая
женщина — по-прежнему вызывает опасение. В дурной женщине голливудских фильмов
просматривается образ Цирцеи. Женщин сжигали как ведьм просто потому, что они были
красивыми. А в ханжеском трепете, который ощущает провинциальная добродетель при
виде женщин, ведущих дурную жизнь, продолжает жить ужас былых времен.
Именно эти опасности превращают женщину в захватывающую игру для мужчины,
склонного к авантюризму. Отказавшись от прав супруга, не желая опираться на
общественные законы, он хочет попробовать победить ее в одиночном бою. Он пытается
присвоить женщину вместе со всем ее сопротивлением; он преследует в ней ту самую
свободу, благодаря которой она от него ускользает. Тщетно. Здесь недооценивается
свобода: свободная женщина часто остается свободной вопреки мужчине. Даже Спящая
Красавица может, проснувшись, проявить недовольство, не узнать в том, кто ее будит,
Прекрасного Принца и не улыбнуться. Это как раз случай Гражданина Кэйна: его
подопечная воспринимается как угнетенная, а под великодушием его проступает
стремление к могуществу и тирании; жена героя равнодушно слушает рассказы о его
подвигах, Муза, о которой мечтает поэт, зевает, внимая его стихам. Амазонка может,
заскучав, отказаться от боя, а может и выйти из него победительницей. Римлянки периода
упадка и многие нынешние американки навязывают мужчинам свои капризы или свой
закон. Где же Золушка? Мужчина хотел давать, и вдруг женщина начинает брать. Теперь
уже не до игры — надо защищаться. С тех пор как женщина свободна, у нее есть лишь та
судьба, которую она сама себе свободно создает. Отношения полов становятся
отношениями борьбы. Став для мужчины ему подобной, она выглядит столь же
устрашающе, как в те времена, когда она противостояла ему как чуждая природа.
Кормящая, преданная, терпеливая самка оборачивается жадным, ненасытным зверем.
Дурная женщина также уходит корнями в Землю, в Жизнь; но земля — это яма, а жизнь
— беспощадная битва; 
233 
Hosted by uCoz