Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
женщине могли поклоняться как далекой принцессе, она должна оставаться таинственной,
неведомой; не похоже, чтобы Фурнье был чересчур почтителен к женщинам,
встретившимся ему в жизни, но все, что было чудесного в детстве, юности, всю
ностальгию по потерянному раю он воплотил в женщине женщине, чья основная
добродетель быть недоступной. Белым с золотом нарисовал он портрет Ивонн де Гале.
Но мужчинам милы даже женские недостатки, если за ними кроется тайна. «У женщины
должны быть капризы», авторитетно заявил один мужчина благоразумной женщине.
Каприз непредсказуем; он сообщает женщине постоянно меняющуюся грацию
струящейся воды; ложь украшает ее сверкающими переливами; кокетство и даже
развращенность придают ей опьяняющий аромат. Именно такая разочаровывающая,
ускользающая, непонятная, двуличная, она лучше всего соответствует противоречивым
желаниям мужчин; она Майя с ее бесчисленными превращениями. Стало уже общим
местом изображать Сфинкса в виде молодой девушки; мужчины считают девственность
одной из самых волнующих тайн, тем более что сами они ведут себя намного вольнее;
чистота молодой девушки позволяет надеяться, что под невинностью скрывается
развращенность и самые разнообразные пороки; еще близкая животному и растительному
миру, уже послушная принятым в обществе обычаям, она и не ребенок и не взрослая; ее
робкая женственность вызывает не страх, а только умеренное беспокойство. Понятно, что
такому воплощению женской тайны отдается предпочтение. Однако, поскольку
«настоящая девушка» исчезает, ее культ немного устарел. Зато тип проститутки, чей
облик Гантийон придает Майе в одной нашумевшей пьесе, во многом сохраняет свой
престиж. Это один из самых пластичных женских типов, дающих наибольший простор
для великой игры пороков и добродетелей.
Для робеющего пуританина она воплощает зло, стыд, болезнь, проклятье; она вызывает
ужас и отвращение; она не принадлежит никому из мужчин, но отдается всем и живет на
вырученные средства; тем самым она обретает ужасающую независимость похотливых
богинь-матерей первобытной эпохи и воплощает Женственность, не утвержденную
мужским обществом, по-прежнему несущую в себе пагубные силы; во время полового ак-
235
та мужчина не может воображать, что обладает ею, это он оказывается во власти
демонов плоти; англосаксы, в глазах которых плоть в той или иной степени проклята,
особенно остро ощущают при этом унижение, нечистоту. Зато мужчине, не чурающемуся
плоти, нравится, что в проститутке она утверждает себя щедро и вызывающе; он увидит в
ней прославление женственности, не опошленной никакой моралью; на теле ее он
обнаружит магические свойства, некогда роднившие женщину со светилами и морями;
когда мужчина вроде Миллера спит с проституткой, он воображает, что исследует
пропасти жизни, смерти, космоса; он соединяется с Богом в глубине влажного мрака
гостеприимного влагалища. Поскольку падшая женщина своего рода пария, изгнанная
из мира лицемерной морали, ее можно рассматривать как опровержение всякой
официальной добродетели; сама низость падения роднит ее с настоящими святыми; ибо
кто был унижен, возвысится; Христос благосклонно отнесся к Марии Магдалине; грех
отворяет небесные врата скорее, чем притворная добродетель. А потому именно у ног
Сони Раскольников поступается мужским высокомерием и гордыней, приведшими его к
преступлению; убийство распалило в нем стремление к разрыву, живущее в каждом
мужчине, и смиренная, всеми покинутая, униженная проститутка может лучше, чем кто
бы то ни было, принять у него признание и раскаяние1. Выражение «fille
perdue»
|