Navigation bar
  Print document Start Previous page
 192 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
«потерянная девица» вызывает волнующие ассоциации; многие мужчины мечтают
потерять себя; это не так-то просто, не всем удается легко и естественно достичь Зла в его
позитивном обличье; даже демонам претят чрезмерные преступления; женщина позволяет
себе, не слишком рискуя, служить черные мессы, где Сатану упоминают, но специально
не приглашают; она вне мужского мира — и связанные с ней действия на самом деле не
ведут ни к каким последствиям; в то же время она человек, а значит, с помощью нее
можно выразить протест против человеческих законов. От Мюссе до Жоржа Батая самый
омерзительный и соблазнительный разврат — это посещение «девиц». Именно в
женщинах ищут Сад и Захер-Мазох удовлетворения одолевающих их желаний; их
ученики и большинство мужчин, имеющих «порочные» склонности, чаще всего
обращаются к проституткам. Из
1 Марсель Швоб поэтически излагает этот миф в «Книге Монель»: «Я расскажу тебе о
маленьких проститутках, и ты будешь знать, как все начинается... Видишь ли, они издают
крик сострадания к вам и гладят вашу руку своей худенькой ручонкой. Они поймут вас,
только если вы очень несчастны; они плачут вместе с вами и утешают вас... Ни одна из
них, видишь ли, не может остаться с вами. Это слишком опечалило бы их, и потом они
стыдятся оставаться с вами, когда вы уже не плачете, они не осмеливаются взглянуть на
вас. Они учат вас тому, чему должны научить, и уходят. Сквозь холод и дождь проходят
они, чтобы поцеловать вас в лоб, утереть ваши слезы, а потом жуткий мрак забирает их
обратно... И не надо думать о том, чем они занимались в этом мраке».
 
236 
всех женщин они в наибольшей степени подчинены мужчине и в то же время легче
ускользают из-под его власти; поэтому они и приобретают множество разнообразных
значений. Между тем ни один женский тип — девственница, мать, супруга, сестра,
служанка, любовница, неистовая добродетель, улыбающаяся одалиска — не может столь
полно отвечать переменчивым мужским устремлениям.
Предоставим психологии, и в частности психоанализу, разбираться, почему человек
особенно привязывается к тому или иному аспекту многоликого Мифа и почему
воплощает его в той или иной конкретной форме. Но миф этот присутствует во всех
комплексах, навязчивых идеях, психозах. В частности, в основе многих неврозов лежит
умопомрачение от запрета: оно может возникнуть только в том случае, если уже раньше в
обществе сложилось табу; социального давления извне недостаточно, чтобы объяснить
это явление; в действительности социальные запреты — не просто условности; они имеют
— помимо прочих значений — онтологический смысл, который каждый человек познает
на собственном опыте. В качестве примера интересно проанализировать эдипов комплекс;
его слишком часто рассматривают как продукт борьбы инстинктивных тенденций и
общественных предписаний; но прежде всего это конфликт, происходящий внутри самого
субъекта. Привязанность ребенка к материнскому чреву —
это прежде всего его связь с
Жизнью в ее непосредственной форме, в ее самом общем виде, в ее имманентности; отказ
оторваться от груди — это отказ быть брошенным, на что обречен человек, стоит только
ему отделиться от Всего; с этого момента и по мере того, как он все больше
индивидуализируется и отъединяется, можно считать «сексуальной» сохранившуюся у
него любовь к материнской плоти, существующей теперь уже отдельно от него; его
чувственность становится теперь опосредованной, превращается в трансценденцию к
постороннему объекту. Но чем скорее и решительнее ребенок начинает воспринимать
Hosted by uCoz