Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
себя как субъект, тем больше тяготит его плотская связь, противоречащая его
независимости. И тогда он избегает ласк, а авторитет матери, ее права на него, а то и само
ее присутствие вызывают у него чувство, похожее на стыд. Особенно неловко,
неприлично кажется ему увидеть в ней плоть, он старается не думать о ее теле; в ужасе,
который он испытывает по отношению к своему отцу, или отчиму, или любовнику
матери, не столько ревность, сколько возмущение: напомнить ему, что его мать
существо из плоти и крови, значит напомнить и о его собственном рождении событии,
от которого он открещивается всеми силами; он желает по крайней мере придать ей
величие большого космического феномена; мать должна воплощать Природу, которая
охватывает всех людей, не принадлежа ни одному из них; ему невыносимо видеть ее чьей-
то добычей, и не потому, что он, как часто утверждают, хочет обладать ею сам, а потому,
что он хочет, чтобы она суще-
237
ствовала вне всякого обладания; убогие мерки супруги или любовницы не для нее.
Правда, когда в пору отрочества он начинает мужать, его иногда возбуждает материнское
тело; но это происходит оттого, что через мать он познает женственность вообще; и
желание, возникшее при виде бедра или груди, часто затухает, едва лишь молодой человек
осознает, что эта плоть плоть его матери. Большое число случаев извращения
объясняется тем, что, будучи порой смятения, отрочество склонно к извращениям,
отвращение в этом возрасте ведет к кощунству, а из запрета рождается соблазн. Но не
следует думать, будто вначале сын наивно хочет спать с матерью, а потом вмешиваются
внешние запреты и подавляют его. Наоборот, именно из-за запрета, сложившегося в душе
у человека, рождается желание. Внутренний запрет это самая нормальная и самая
распространенная реакция. Но опять же он проистекает не из общественного предписания,
маскирующего инстинктивные желания. Скорее, уважение это сублимация
изначального отвращения; молодой человек не позволяет себе воспринимать мать как
плотское существо; он преображает ее, отождествляет с одним из чистых образов
освященной женственности, предлагаемых ему обществом. Тем самым он вносит свой
вклад в укрепление идеального образа Матери, который придет на помощь следующему
поколению. Образ же этот обладает такой силой потому, что необходим для
индивидуальной диалектики человека. А поскольку в каждой женщине кроется сущность
Женщины вообще, а значит, и Матери, отношение к матери непременно скажется и на
отношении к супруге и любовницам; однако процесс этот не так прост, как часто
воображают. Юноша, который испытал конкретное, чувственное влечение к своей матери,
мог в ее лице желать женщину вообще: и тогда любая женщина сможет усмирить пыл его
темперамента; ему не суждено томиться инцестуальной ностальгией1, И наоборот,
молодой человек, испытывавший к своей матери нежное, но платоническое почтение,
может желать, чтобы в женщине в любом случае было что-то от материнской чистоты.
Всем известно, насколько вопросы пола, а значит, как правило, и все связанное с
женщиной, важны при рассмотрении как патологического, так и нормального поведения.
Бывает, что феминизируются другие объекты; поскольку и сама женщина это во
многом плод воображения мужчины, он может воображать ее и через мужское тело: в
педерастии сохраняется разделение полов. Но обычно Женщину ищут в существах
женского пола. Через нее, через все лучшее и худшее, что есть в ней, мужчина учится
счастью, страданию, пороку, добродетели, вожделению, отречению, преданности,
|