Navigation bar
  Print document Start Previous page
 224 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
некотором смысле здесь наблюдается новый принцип субординации: сама соборность
христианской церкви предполагает, что каждый человек — орудие спасения для всех
остальных; но именно женщина оказывается орудием спасения для мужчины^ обратная
ситуация не встречается. «Атласный башмачок» — это эпопея спасения Родриго. Драма
откры-
1 «Атласный башмачок».
2 Там же.
3 «Дева Виолен».
4 Там же.
5 «Атласный башмачок».
 
272 
вается молитвой за его душу, которую брат его возносит к Богу; и завершается она
смертью Родриго, приведенного Пруэз к святости. Но, с другой стороны, женщина тем
самым обретает величайшую независимость: ведь она несет в себе свою миссию, и,
обеспечивая спасение мужчине или будучи примером для него, она в одиночестве
приходит и к собственному спасению, Пьер де Краон пророчествует Виолен о ее судьбе и
пожинает чудесные плоды ее жертвы; он восславит их перед людьми в камнях соборов.
Но самопожертвование Виолен совершает одна, без всякой помощи. В отношении
Клоделя к женщине есть нечто мистическое, напоминающее отношение Данте к Беатриче,
мистику гностиков и даже мистику сенсимонистской традиции, видевшей в женщине
возрождающее начало. Но поскольку мужчина и женщина в равной мере создания
Господа, Клодель и ей дал самостоятельный удел. И получается, что у него женщина
реализуется как субъект, становясь Другим («Я служанка Господня»); она является
Другим в своем «для-себя-бытии».
В «Приключениях Софии» есть одно место, где в сжатой форме изложена практически вся
клоделевская концепция. Бог, читаем мы, даровал женщине «лицо, которое, каким бы
далеким и искаженным оно ни было, являет некий образ ее совершенства. Он сделал ее
желанной. Он соединил в ней конец и истоки. Он сделал ее хранительницей своих
замыслов и наделил способностью дать мужчине тот созидательный сон, во время
которого была задумана и она сама. Она — опора судьбы. Она — дар. Она —
возможность обладания... Она — связующее звено в тех узах любви, что никогда не
перестанут соединять Создателя с его творением. Она Его понимает. Она — душа, что
видит и действует, В какой-то мере она разделяет с Ним терпение и власть над
творением».
С одной стороны, кажется, невозможно вознести женщину на большую высоту. Но, в
сущности, Клодель всего лишь выражает в поэтической форме слегка модернизированную
католическую традицию. Мы уже говорили, что земное предназначение женщины
нисколько не мешает ее автономности в сверхъестественном плане; но и наоборот,
признавая последнюю, католик считает себя вправе в этом мире сохранять мужские
прерогативы. Почитая женщину в Боге, в этом мире к ней будут относиться как к
Hosted by uCoz