Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
прислуге; и даже чем больше будут требовать от нее полного подчинения, тем вернее
наставят на путь спасения. Посвятить себя детям, мужу, дому, родовому имению, Родине,
Церкви такова ее доля, доля, всегда отводившаяся ей буржуазией; мужчина отдает
свою деятельность, женщина саму себя; освятить эту иерархию волей Господней
значит не изменить ее, а, наоборот, попытаться утвердить ее в вечности.
273
20
IV Бретон. или поэзия
Несмотря на пропасть, отделяющую религиозный мир Клоделя от поэтического
пространства Бретона, существует определенная аналогия в том, какую роль они отводят
женщине: она возмущающий спокойствие элемент; она вырывает мужчину из сна
имманентности; уста, ключ, дверь, мост это Беатриче, вводящая Данте в запредельный
мир. «Любовь мужчины к женщине, если мы на секунду предадимся наблюдению за
миром чувств, упорно загромождает небо гигантскими, яркими цветами. И для духа,
который постоянно испытывает потребность ощущать надежность своего положения, она
остается опаснейшим камнем преткновения». Любовь другой ведет к любви Другого.
«Когда избирательная любовь к некоему существу достигает наивысшей точки,
открываются шлюзы, выпуская на волю поток любви к человечеству...» Но для Бретона
запредельный мир не далекое, неведомое небо, он прямо здесь, он открывает себя
тому, кто умеет отодвинуть завесу повседневной банальности; и, в частности, иллюзию
ложного знания рассеивает эротизм, «В наши дни сексуальный мир... не прекратил,
насколько мне известно, противопоставлять нашему стремлению проникнуть в мир свое
непробиваемое ночное ядро». Столкнуться с тайной это единственный способ ее
обнаружить. Женщина загадка и окружена загадками; ее многочисленные лики вместе
составляют «единственное существо, в котором нам дано лицезреть последнее
перевоплощение Сфинкса»; а потому она откровение. «Ты была самим олицетворением
потаенного», говорит Бретон любимой женщине. И немного далее: «Еще не зная, в чем
могло заключаться откровение, которое ты несла мне, я уже знал, что это откровение».
Это равнозначно утверждению, что женщина поэзия. Ту же роль играет она и у Жерара
де Нерваля, но в образе Сильвии или Орелии она принимает очертания воспоминания или
призрака, потому что греза, более истинная, чем реальность, полностью с нею не
совпадает; у Бретона же абсолютное совпадение: есть только один мир; поэзия
объективно присутствует в вещах, а женщина, безусловно, существо из плоти и крови. Ее
встречают не в грезах, но во время самого обычного бодрствования, среди дня
банального дня, обозначенного в календаре определенным числом, как все остальные дни
5 апреля, 12 апреля, 4 октября, 29 мая, в обыденной обстановке; в кафе, на улице. Но
всегда ее отличает какая-нибудь необычная черта, Надя «идет с высоко поднятой головой,
не в пример другим прохожим... На лице своеобразный грим... Я никогда не видел
таких глаз». Бретон подходит к ней. «Она улыбается, но так таинственно и, я бы сказал, со
знанием дела». А вот в «Сумасшедшей любви»: «Эта только что вошедшая молодая
женщина была как будто окутана паром и
274
|