Navigation bar
  Print document Start Previous page
 226 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
одета огнем?.. И я вправе сказать, что в этом месте 29 мая 1934 года эта женщина была
возмутительно1 прекрасна». И поэт сразу же осознает, что ей предстоит сыграть в его
судьбе определенную роль; иногда эта роль бывает мимолетной, второстепенной; такова
девочка с глазами Далилы в «Сообщающихся сосудах»; но даже тогда вокруг нее
происходят маленькие чудеса: в день, когда у Бретона назначено свидание с этой
Далилой, он читает в газете доброжелательную статью, подписанную давно потерянным
из виду другом по имени Самсон. Иногда чудеса множатся; появление незнакомки 29 мая,
той ундины из мюзик-холла, что выступала в номере с плаванием, было предсказано
услышанным в ресторане каламбуром: «Хвастун Дины видел хвост ундины»; а ее первый
большой выход с поэтом был в мельчайших подробностях описан в поэме, сочиненной им
одиннадцать лет назад. Но самая потрясающая колдунья у него — это Надя; она
предсказывает будущее, с ее губ слетают те же слова и образы, о которых в тот же самый
момент думает ее друг; ее сны и рисунки — прорицания; «Я блуждающая душа», —
говорит она; она идет по жизни «как-то особенно, руководствуясь одной лишь интуицией
и все время напоминая о чуде»; вокруг нее беспристрастный случай в изобилии сеет
странные события; она так изумительно свободна от соблюдения приличий, что презирает
законы и разум — и кончает жизнь в сумасшедшем доме. Это был «свободный гений,
напоминающий одного из тех духов воздуха, которого можно привязать к себе на время с
помощью определенных магических заклинаний, но о том, чтобы подчинить его себе, не
может быть и речи». Из-за этого ей не удается до конца исполнить свое женское
предназначение. Ясновидящая, пифия, волшебница, она слишком близка к тем
ирреальным созданиям, что посещали Нерваля; она отворяет двери в сверхъестественный
мир, но бессильна дать его, потому что не умеет отдаваться сама. Женщина осуществляет
себя в любви, и только в любви до нее можно реально добраться; она вбирает в себя все,
если при своей исключительности соглашается на исключительную судьбу, а не просто
плывет по течению, не ведая корней. Наивысшего блеска ее красота достигает в тот
ночной час, когда «она делается совершенным зеркалом, в котором все, что было, все, что
призвано быть, восхитительно погружается в то, что будет названо "на этот раз"». Для
Бретона «найти место и формулу» смешивается с «овладеть истиной, воплощенной в душе
и теле». А это овладение возможно только во взаимной любви — любви, разумеется,
плотской. «Портрет любимой женщины должен быть не только образом, которому ты
улыбаешься, но еще и оракулом, который ты вопрошаешь»; оракулом же он будет лишь в
том случае, если сама женщина не просто идея или образ; она должна быть
«краеугольным камнем
Выделено Бретоном.
 
275 
18·
материального мира»; для умеющего видеть сам этот мир — Поэзия, и нужно, чтобы в
этом мире у него была реальная Беатриче. «Только взаимная любовь обусловливает
всеобщий магнетизм, над которым ничто не властно и благодаря которому плоть — это
солнце и блистательный отпечаток на плоти, а дух — вечно-брызжущий, неизменный,
неумирающий источник, воды которого раз и навсегда нашли себе место между ноготком
и тимьяном».
Hosted by uCoz