Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
для них недосягаемы; их стыдливость проистекает из тяготящей их зависимости:
поскольку им не дано проявить себя в действии, любая ситуация затрагивает все их
существо; им кажется, что сознание другого, и в особенности их возлюбленного,
вскрывает их истинную суть: они боятся этого и пытаются этого избежать; в их
уклончивости, колебаниях, бунтах и даже во лжи проявляется подлинная забота о
ценности; и это делает их достойными уважения; но проявляется эта забота
?
285
как-то неуклюже, даже неискренне, и это делает их трогательными и даже чуть-чуть
смешными.
Свобода особенно человечна, а следовательно, в глазах Стендаля, особенно
привлекательна, когда она попадается в собственные ловушки и пытается сама себя
обмануть. Стендалевские женщины впадают в патетику, когда сердце ставит перед ними
непредвиденные проблемы: и тогда ни один закон, ни один совет, увещевание или
пример, исходящие извне, не смогут быть для них ориентиром; им нужно все решать
самим: этот момент уединения высшая точка свободы. Клелия воспитана на
либеральных идеях, она трезва и рассудительна; но заученные взгляды, будь они верными
или ложными, не могут помочь ей в решении морального конфликта; г-жа де Реналь
любит Жюльена вопреки своей морали, Клелия спасает фабрицио вопреки своему разуму;
в обоих случаях мы наблюдаем одно и то же преодоление всех признанных ценностей.
Эта смелость и восхищает Стендаля; причем еще более волнующей она кажется оттого,
что сама женщина едва решается себе в ней признаться что делает ее естественнее,
непосредственнее, подлиннее. У г-жи де Реналь дерзость скрывается под невинностью; не
зная любви, она не умеет ее распознать и поддается ей без сопротивления; можно сказать,
что, прожив всю жизнь во тьме, она оказывается беззащитной перед внезапно
вспыхнувшим светом страсти; ослепленная, она принимает его, забыв и о Боге и об аде;
когда огонь меркнет, она снова погружается во мрак, где правят мужья и священники; она
не доверяет собственным суждениям, но очевидность поражает ее, как молния; стоит ей
снова увидеть Жюльена, и она снова отдает ему свою душу; ее угрызения совести, письмо,
вырванное у нее духовником, позволяют оценить, какое расстояние пришлось преодолеть
этой пылкой и искренней душе, чтобы вырваться из темницы, где держало ее общество, и
вознестись к небесам счастья, У Клелии конфликт более осознанный; она колеблется
между честностью по отношению к отцу и порожденной любовью жалостью; она ищет
себе оправданий; торжество ценностей, в которые верит Стендаль, кажется ему тем более
неопровержимым, что жертвы лицемерной цивилизации воспринимают его как
поражение; он с восторгом наблюдает, как они прибегают к хитрости и кривят душой,
чтобы помочь страсти и счастью одержать верх над той ложью, в которую они верят:
Клелия, давшая обет Мадонне не видеть больше Фабрицио и на протяжении двух лет
принимающая его ласки и поцелуи при условии, что глаза ее будут закры^ты,
одновременно смешна и восхитительна. С той же нежной иронией смотрит Стендаль на
колебания г-жи де Шателле и непоследовательность Матильды де ля Моль; все эти
окольные пути, возвраты к старому, скрытые победы и поражения ради достижения
простых и законных целей для него это самая очаровательная комедия на свете, Драмы
эти не лишены юмора, потому что актриса одновременно и судья, и одна из тяжущихся
сторон, по-
|