Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
286
тому что ей удается саму себя обмануть и потому что она вынуждает себя идти
сложными, запутанными путями там, где одного указания свыше было бы довольно,
чтобы разрубить гордиев узел; но между тем они свидетельствуют о самой почтенной
заботе, какая только может терзать благородную душу: она хочет остаться достойной
уважения в собственных глазах; собственное мнение о себе она ставит выше мнения
окружающих и тем самым реализуется как абсолют. Эти одинокие, не встречающие
отклика дебаты важнее правительственного кризиса; когда г-жа де Шателле спрашивает
себя, отвечать ей или нет на любовь Люсьена Левена, она решает свою судьбу и судьбу
мира: можно ли довериться другому человеку? Можно ли полагаться на свое сердце?
Какова цена любви и человеческим клятвам? Верить и любить это безумие или
великодушие? Вопросы эти касаются самого смысла жизни, жизни всех и каждого.
Мужчина, называемый серьезным, на самом деле пустой человек, потому что принимает
готовые обоснования собственной жизни; тогда как страстная и глубокая женщина
ежеминутно пересматривает установленные ценности; ей знакомо постоянное напряжение
ни на что не опирающейся свободы; а потому она беспрестанно чувствует себя в
опасности: в один момент она может выиграть все или все потерять. И этот риск, на
который она с волнением идет, придает ее истории колорит героического приключения. А
ставка как нельзя более высока: смысл того самого существования, что есть достояние
каждого, единственное его достояние. Выходка Минны де Вангель в каком-то смысле
может показаться нелепой; но за ней стоит определенная этика. «Так что, ее жизнь
результат неверного расчета? Счастье ее продлилось восемь месяцев. Это была слишком
пылкая душа, чтобы довольствоваться реальностью жизни».
Матильда де ля Моль не столь искренна, как Клелия или г-жа де Шателле; она поступает
скорее в соответствии с собственным представлением о себе самой, а не с очевидностью
любви и счастья: в чем больше гордости и величия в том, чтобы уберечь себя или
погубить, в том, чтобы унизиться перед любимым или оказать ему сопротивление? Она
тоже одна со своими сомнениями и тоже рискует уважением к себе, которым дорожит
больше жизни. Именно пламенный поиск истинного смысла жизни во мраке невежества,
предрассудков, мистификаций при колеблющемся, лихорадочном свете страсти и
нескончаемый постоянный риск достигнуть счастья или умереть, познать величие или
стыд придают этим женским судьбам романтическую славу.
Разумеется, сама женщина и не подозревает об открывшемся соблазне; наблюдать за
собой, играть роль это всегда поведение неподлинное; когда г-жа Гранде сравнивает
себя с г-жой Ролан, уже одно это доказывает, что она на нее не похожа; а Матильда де ля
Моль вызывает симпатию именно потому, что путается в своих комедиях и зачастую
оказывается во власти своего
287
сердца в те самые минуты, когда ей кажется, что она им управляет; она трогает нас тем
сильнее, чем больше ускользает из-под собственной воли. Но самые чистые героини сами
себя не осознают. Г-жа де Реналь не подозревает о своем изяществе, как г-жа де Шателле
о своем уме. В этом и состоит одна из величайших радостей возлюбленного, с которым
|