Navigation bar
  Print document Start Previous page
 236 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
286 
тому что ей удается саму себя обмануть и потому что она вынуждает себя идти
сложными, запутанными путями там, где одного указания свыше было бы довольно,
чтобы разрубить гордиев узел; но между тем они свидетельствуют о самой почтенной
заботе, какая только может терзать благородную душу: она хочет остаться достойной
уважения в собственных глазах; собственное мнение о себе она ставит выше мнения
окружающих и тем самым реализуется как абсолют. Эти одинокие, не встречающие
отклика дебаты важнее правительственного кризиса; когда г-жа де Шателле спрашивает
себя, отвечать ей или нет на любовь Люсьена Левена, она решает свою судьбу и судьбу
мира: можно ли довериться другому человеку? Можно ли полагаться на свое сердце?
Какова цена любви и человеческим клятвам? Верить и любить — это безумие или
великодушие? Вопросы эти касаются самого смысла жизни, жизни всех и каждого.
Мужчина, называемый серьезным, на самом деле пустой человек, потому что принимает
готовые обоснования собственной жизни; тогда как страстная и глубокая женщина
ежеминутно пересматривает установленные ценности; ей знакомо постоянное напряжение
ни на что не опирающейся свободы; а потому она беспрестанно чувствует себя в
опасности: в один момент она может выиграть все или все потерять. И этот риск, на
который она с волнением идет, придает ее истории колорит героического приключения. А
ставка как нельзя более высока: смысл того самого существования, что есть достояние
каждого, единственное его достояние. Выходка Минны де Вангель в каком-то смысле
может показаться нелепой; но за ней стоит определенная этика. «Так что, ее жизнь —
результат неверного расчета? Счастье ее продлилось восемь месяцев. Это была слишком
пылкая душа, чтобы довольствоваться реальностью жизни».
Матильда де ля Моль не столь искренна, как Клелия или г-жа де Шателле; она поступает
скорее в соответствии с собственным представлением о себе самой, а не с очевидностью
любви и счастья: в чем больше гордости и величия — в том, чтобы уберечь себя или
погубить, в том, чтобы унизиться перед любимым или оказать ему сопротивление? Она
тоже одна со своими сомнениями и тоже рискует уважением к себе, которым дорожит
больше жизни. Именно пламенный поиск истинного смысла жизни во мраке невежества,
предрассудков, мистификаций при колеблющемся, лихорадочном свете страсти и
нескончаемый постоянный риск достигнуть счастья или умереть, познать величие или
стыд придают этим женским судьбам романтическую славу.
Разумеется, сама женщина и не подозревает об открывшемся соблазне; наблюдать за
собой, играть роль — это всегда поведение неподлинное; когда г-жа Гранде сравнивает
себя с г-жой Ролан, уже одно это доказывает, что она на нее не похожа; а Матильда де ля
Моль вызывает симпатию именно потому, что путается в своих комедиях и зачастую
оказывается во власти своего
 
287 
сердца в те самые минуты, когда ей кажется, что она им управляет; она трогает нас тем
сильнее, чем больше ускользает из-под собственной воли. Но самые чистые героини сами
себя не осознают. Г-жа де Реналь не подозревает о своем изяществе, как г-жа де Шателле
— о своем уме. В этом и состоит одна из величайших радостей возлюбленного, с которым
Hosted by uCoz