Navigation bar
  Print document Start Previous page
 237 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
идентифицируют себя автор и читатель: ему дано обнаружить эти потаенные богатства;
только он один может любоваться той живостью, что проявляет вдали от посторонних
глаз г-жа де Реналь, тем «живым, подвижным, глубоким умом», что неведом окружению
г-жи де Шателле; и хотя все отдают должное уму Сансеверины, только он может
проникнуть в глубь ее души. Рядом с женщиной мужчина вкушает радость созерцания; он
упивается ею, как пейзажем или картиной; она поет в его сердце и придает небу особые
оттенки. Это открытие помогает ему открыть самого себя; тонкость женщин, их
чувствительность и пылкость невозможно понять, если самому в душе не сделаться
тонким, чувствительным и пылким; женские чувства создают целый мир нюансов, мир
требований, открытие которого обогащает возлюбленного: возле г-жи де Реналь Жюльен
уже не тот честолюбец, которым он решил стать, он делает свой выбор заново. Если
мужчина испытывает к женщине лишь поверхностное желание, он сможет позабавиться,
соблазнив ее. Жизнь преображает настоящая любовь. «Любовь наподобие вертеровской
открывает душу... чувству и наслаждению прекрасным, в каком бы виде оно ни явилось,
пусть даже в платье из грубого сукна. Она позволяет обрести счастье, даже не имея
богатства...» «В жизни появляется новая цель, с которой все соотносится и которая меняет
облик всего вокруг. Страстно полюбив, человек внезапно видит у себя перед глазами всю
природу с тем возвышенным, что есть в ней, так, будто придумана она была только
вчера». Любовь наносит удар по рутине повседневности, разгоняет скуку — скуку, в
которой Стендаль видит глубочайшее зло, потому что она говорит об отсутствии всяких
оснований для жизни и смерти; у любящего есть цель, и этого довольно, чтобы каждый
день стал приключением: какая радость для Стендаля провести три дня запертым в
погребе Менты! Через веревочные лестницы, окровавленные сундуки в романы проникает
интерес к необычайному. Любовь, а значит женщина, дает представление об истинных
целях бытия: о прекрасном, о счастье, о свежести чувств и мира вообще. Любовь
вырывает душу у человека и тем самым дает ему власть над нею; любовнику ведомы то
же напряжение, тот же риск, что и его любовнице, и переживает он более подлинное
испытание, чем в ходе продуманной деятельности. Когда Жюльен медлит у подножия
поставленной Матильдой лестницы, он ставит на карту свою судьбу: именно в это
мгновение становится ясно, что он собой представляет в действительности. С помощью
жен щин, под их влиянием, так или иначе реагируя на их поведение, Жюльен, фабрицио,
Люсьен познают мир и самих себя. Испыта-
 
288 
ние, награда, судья, подруга, женщина у Стендаля действительно является тем, что
некогда пытался сделать из нее Гегель; другое сознание, которое, при взаимном
признании, сообщает другому субъекту ту же истину, что само получает от него.
Счастливая пара влюбленных, признающих друг друга в любви, бросает вызов и миру и
времени; она самодостаточна, в ней реализуется абсолют.
Но это предполагает, что женщина не есть другое в чистом виде: она сама — субъект.
Стендаль никогда не ограничивается тем, чтобы описать героинь только в связи с
героями, — он дает им собственную судьбу. Он попытался использовать редчайший ход, к
которому, насколько мне известно, не прибегал ни один романист: он спроецировал себя
на женский персонаж. Он не изучает Ламьель, как Мариво изучает Марианну или
Ричардсон Клариссу Харлоу: он разделяет ее судьбу, как раньше разделял судьбу
Жюльена. Правда, из-за этого образ Ламьель получается немного теоретическим, но он
исключительно показателен. Стендаль возвел вокруг девушки все вообразимые
Hosted by uCoz