Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
23
Глава 3
Миф о женщине играет значительную роль в литературе; но каково его значение в
повседневной жизни? В какой мере затрагивает он нравы и индивидуальное поведение
людей? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно уточнить, каковы его отношения с
действительностью.
Существуют различные виды мифов. Этот миф, сублимирующий такой неизменный
аспект человеческого существования, как «рассеченность» человечества на две категории
индивидов, относится к статическим мифам; он проецирует на платоническое небо
реальность, познанную на опыте или концептуализированную на основе опыта; факт,
ценность, значение, понятие, эмпирический закон он подменяет трансцендентной,
вневременной, неизменной, необходимой Идеей. Идею эту невозможно оспорить,
поскольку она располагается поверх данности; она содержит в себе абсолютную истину.
Итак, рассеянному, случайному, множественному существованию разных женщин
мифологическое мышление противопоставляет единую, застывшую Вечную
Женственность; и если данному ей определению в чем-то противоречит поведение
женщин из плоти и крови, виноваты в этом последние; вместо того чтобы признать
Женственность отвлеченной категорией, женщин объявляют неженственными.
Аргументы опыта бессильны против мифа. В то же время миф в определенном смысле
проистекает из опыта. Так, совершенно точно утверждение, что женщина иная, чем
мужчина, и эта ее иная суть конкретно проявляется в желании, объятии, любви; но
реальному отношению свойственна взаимность; именно поэтому оно порождает
подлинные драмы: через эротизм, любовь, дружбу и их противоположности
разочарование, ненависть, соперничество оно становится борьбой сознаний, каждое из
которых считает себя существенным, признанием свобод, подтверждающих одна другую,
неопределенным переходом от неприязни к сообщничеству. Полагать Женщину значит
полагать абсолютного Другого, без всякой взаимности, вопреки опыту не признавая в ней
субъекта, себе подобное существо.
В конкретной действительности женщины проявляются в разных аспектах; но каждый
сотворенный о женщине миф претендует на то, чтобы охватить ее целиком; каждый
считает себя
294
единственным, вследствие чего существует множество несовместимых мифов, а мужчины
пребывают в задумчивости перед странной противоречивостью идеи Женственности;
поскольку любая женщина обладает свойствами множества архетипов, каждый из
которых претендует на воплощение ее Истинной сути, то, пытаясь разобраться в своих
подругах, мужчины испытывают давнее недоумение софистов, которые никак не могли
понять, как человек может быть одновременно блондином и брюнетом. Переход к
абсолюту выражается уже в социальных представлениях; отношения легко закрепляются в
классах, функции в типах, как в детском мышлении связи фиксируются в предметах.
Например, патриархальное общество, основанное на сохранении вотчины, обязательно
предполагает, что, помимо тех людей, что владеют имуществом и передают его по
наследству, существуют мужчины и женщины, вырывающие его их рук владельцев и
пускающие в свободное обращение; мужчин авантюристов, мошенников, воров,
|