Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
спекулянтов сообщество обычно осуждает; женщины, пользуясь своей эротической
привлекательностью, имеют возможность побуждать молодых людей и даже отцов
семейств транжирить свое достояние, не выходя за рамки законности; они присваивают их
состояние или завладевают наследством; поскольку роль эта считается пагубной, тех, кто
ее играет, называют «дурными женщинами», В действительности у другого семейного
очага в доме отца, братьев, мужа, любовника они могут, наоборот, показаться
ангелами-хранителями; какая-нибудь куртизанка, обирающая богатых банкиров,
оказывается меценатом для художников и писателей. Двойственность таких персонажей,
как Аспазия и г-жа де Помпадур, нетрудно понять с точки зрения конкретного
существования. Но если определить женщину как Самку Богомола, Мандрагору, Демона,
то разум повергается в недоумение, когда обнаруживает в ней Музу, Богиню-Мать,
Беатриче.
Поскольку коллективные представления, и в частности социальные типы, обычно
определяются парой противоположных терминов, амбивалентность кажется органически
присущей и Вечной Женственности. Святая мать дополняется жестокой мачехой,
ангелоподобная девушка развратной девкой: а потому говорят, что Мать это Жизнь
и что Мать это Смерть, что всякая девственница это чистый дух или плоть,
предназначенная дьяволу.
Разумеется, выбор между двумя противоположными началами единого целого обществу и
его членам диктует не действительность; в каждую эпоху, в каждом отдельном случае
общество и человек решают этот вопрос в соответствии со своими потребностями. Очень
часто они проецируют на общепринятый миф установления и ценности, к которым сами
привязаны. Так, патернализм, настаивающий, что место женщины у домашнего очага,
определяет ее как чувство, внутренний мир, имманентность; на самом деле любой человек
одновременно и имманентность и трансцендентность; когда же ему не предлагается
никакой цели
295
или преграждается путь к ее достижению, когда ему не дают воспользоваться плодами его
победы, трансцендентность его невольно обращается в прошлое, то есть опять-таки
впадает в имманентность; таков удел женщины при патриархате; но это ни в коем случае
не ее предназначение, как рабство не есть предназначение раба, У Огюста Конта ясно
видно, как развивается эта мифология. Отождествить Женщину с Альтруизмом значит
гарантировать мужчине абсолютное право на ее самоотверженность и категорически
указать женщине, как ей надлежит жить.
Не следует путать миф с раскрытием значения; значение имманентно объекту; оно
открывается сознанию в живом опыте, тогда как миф это трансцендентная Идея,
которая непостижима для сознания. Когда Мишель Лерис в «Поре зрелости»
рассказывает, как ему привиделись женские органы, он предоставляет нам значения, но не
создает никакого мифа. Восхищение женским телом, отвращение к менструальной крови
это реакции на конкретную реальность. Ничего мифологического нет в опыте,
обнаруживающем повышенную чувственность женской плоти, и попытка объяснить это
через сравнение с цветами или камешками также не имеет ничего общего с мифом. Но
сказать, что Женщина это Плоть, что Плоть это Ночь и Смерть или великолепие
Космоса, значит покинуть земную правду и вознестись к пустым небесам. Ведь
|