Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
мужчина для женщины тоже плоть, а сама она не просто плотский объект; и плоть
обретает для каждого и в каждом конкретном опыте особые значения. Точно так же
совершенно справедливо, что женщина как и мужчина уходит корнями в природу;
она сильнее, чем мужчина, подчинена роду, ее животная сущность более наглядна; но в
ней, как и в нем, данность подчинена существованию, женщина тоже принадлежит к
царству человеческому. Отождествлять ее с Природой это
просто предвзятый взгляд.
Мало найдется мифов, которые были бы настолько выгодны главенствующей касте: он
оправдывает все привилегии этой касты и даже дает право ими злоупотреблять.
Мужчинам не надо заботиться о том, чтобы облегчить страдания и тяготы, уготованные
женщинам физиологией, поскольку так «угодно Природе»; под этим предлогом они
делают существование женщины еще более жалким, например не признавая за ней
никакого права на сексуальное удовольствие или заставляя ее работать, как вьючное
животное1.
Из всех этих мифов глубже всех запал в мужские сердца миф о женской «тайне». У него
множество преимуществ. Прежде
1 Ср. Бальзак. Физиология брака: «Вовсе не беспокойтесь из-за ее шепота, криков, болей;
природа предназначила ее для нас и для того, чтобы нести в себе все: детей, огорчения,
удары и мужские беды. Не упрекайте себя в черствости. Во все законодательства так
называемых цивилизованных наций мужчина вписал законы, которые регулируют судьбу
женщин под безжалостным эпиграфом: Горе слабым!»
296
всего он позволяет запросто объяснить все то, что кажется необъяснимым; мужчина, «не
понимающий» женщину, счастлив подменить субъективный недостаток объективной
помехой; вместо того чтобы признать свое невежество, он считает, что вне его существует
какая-то тайна: вот и готово алиби, которое одновременно тешит лень и тщеславие. Таким
образом влюбленное сердце избегает немалых разочарований: если возлюбленная
капризна, а речи ее глупы, все оправдывает тайна. И наконец, благодаря тайне
поддерживается то негативное отношение, которое казалось Кь¸ркегору намного
предпочтительнее позитивного обладания: имея перед собой живую загадку, человек
остается один один со своими мечтами, надеждами, опасениями, любовью,
тщеславием; эта субъективная игра, которая может охватывать все от порока до
мистического экстаза, представляет собой для многих более привлекательный опыт, чем
подлинное общение с человеческим существом. На чем же зиждется столь полезная
иллюзия?
Несомненно, в каком-то смысле женщина таинственна, «таинственна, как все на свете»,
как сказал Метерлинк. Каждый человек субъект только для себя самого; каждый в
своей имманентности может постичь только одного себя; с этой точки зрения другой
всегда тайна. В глазах мужчин непроницаемость «длясебя-бытия» наиболее очевидна у
другого женского пола; никакое влечение не поможет им проникнуть в ее
индивидуальный опыт: им никогда не суждено узнать, что такое эротическое
удовольствие, испытываемое женщиной, или недомогание при менструации, или родовые
|