Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
воображаемого, пишет Жид. Достаточно вообразить, что любишь, чтобы полюбить,
и точно так же достаточно сказать себе, что ты воображаешь, что любишь, когда в самом
деле любишь, чтобы сразу же начать любить немного меньше...» Различие между
реальным и воображаемым возникает только в конкретном поведении. Мужчина,
занимающий в этом мире привилегированное положение, имеет возможность активно
демонстрировать свою любовь; очень часто он содержит женщину или по крайней мере
помогает ей; женившись, он дает ей определенное социальное положение; он делает ей
подарки; его экономическая и социальная независимость позволяет ему выступать с
инициативами и делать жесты: разлученный с г-жой де Вильпаризи, г-н де Норпуа не раз
проводил в дороге целые сутки, чтобы с ней соединиться; очень часто он занят, она же
живет в праздности: он дарит ей время, которое проводит с ней; она же принимает его с
радостью, со страстью или просто чтобы развлечься? Принимает ли она его благодеяния
из любви или из соображений выгоды? Любит ли она мужа или замужнее состояние?
Конечно, и те доказательства, что
298
приводит мужчина, весьма двусмысленны: приносит ли он тот или иной дар из любви или
из жалости? Но если женщина обычно находит в мужском обхождении множество
преимуществ, обхождение женщины может пойти на пользу мужчине лишь постольку,
поскольку он ее любит. И поэтому по его поведению в целом можно примерно оценить
степень его привязанности. Между тем женщина почти не имеет возможности копаться в
собственном сердце; в зависимости от настроения она может по-разному относиться к
своим чувствам, и до тех пор пока она будет переживать их пассивно, ни одна из
интерпретаций не будет в достаточной степени соответствовать истине. В тех редких
случаях, когда экономические и социальные преимущества на ее стороне, с тайной все
обстоит наоборот, и это отлично показывает, что связана эта тайна не с одним каким-
нибудь полом, а с определенным положением. Для огромного числа женщин пути
трансценденции перекрыты: поскольку они ничего не делают, они ничем и не становятся',
они без конца спрашивают, чем они могли бы стать, что приводит их к вопросу о том, что
они есть: вопрос этот праздный; мужчине не удается обнаружить эту скрытую сущность
именно потому, что она просто-напросто не существует. Женщину держат вне мира, а
потому она не может объективно определить себя через мир, и тайна ее скрывает в себе
одну лишь пустоту.
Кроме того, ей, как всем угнетенным, случается намеренно прятать свое подлинное лицо;
раб, слуга, нищий все те, кто зависит от капризов хозяина, научились взирать на него с
неизменной улыбкой или с загадочной невозмутимостью; истинные свои чувства,
истинную манеру поведения они тщательно скрывают. И женщину с ранней юности учат
лгать мужчинам, хитрить, лавировать. Она встречает их с разными поддельными лицами;
она осторожна, она притворяется и лицедействует.
Но женская Тайна в представлении мифологического мышления это реальность более
глубокая. На самом деле она непосредственно подразумевается самой мифологией
абсолютного Другого. Если допустить, что несущественное сознание это тоже
пропускающая свет субъективность, способная оперировать cogito1, то это значит
признать, что оно действительно суверенно и в конечном счете существенно; а чтобы
всякая обоюдность оказалась невозможной, надо, чтобы Другой был другим для самого
себя, чтобы сама его субъективность ощущалась как Другое; такое сознание, будучи
|