Navigation bar
  Print document Start Previous page
 247 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
отчужденным как сознание в своем чисто имманентном наличии, непременно стало бы
Тайной; оно стало бы «Тайной-в-себе» уже потому, что было бы «Тайной-для-себя»; оно
стало бы абсолютной Тайной. Точно так же существует тайна Негра или Азиата,
существует помимо загадки, создаваемой их скрытностью, поскольку их, безусловно,
воспринимают как несу-
' Здесь — мышлением (ласт.).
 
299 
щественного Другого. Следует заметить, что американский гражданин, приводящий в
глубокое недоумение среднего европейца, все же не воспринимается им как нечто
«таинственное»: он лишь скромно признается, что не понимает его; так и женщина не
всегда «понимает» мужчину, однако мужской тайны не существует; все дело в том, что
процветающая Америка и мужчина находятся в положении Хозяина, Тайна же —
достояние раба.
Разумеется, в сумерках притворства можно только предаваться мечтам о позитивной
реальности Тайны; подобно некоторым побочным галлюцинациям она рассеивается при
малейшей попытке ее зафиксировать. Литературе никак не удаются описания
«таинственных» женщин; они могут появляться в начале романа как странные,
загадочные особы; но, если только история не остается незавершенной, они всегда в конце
концов выдают свой секрет и становятся последовательными, законченными
персонажами. Например, герой книг Питера Чейни не перестает удивляться
непредсказуемым капризам женщин: никогда нельзя угадать, как они себя поведут, они
сбивают все расчеты; в действительности же, стоит читателю узнать, что именно движет
их поступками, как они тут же представляются весьма несложными механизмами; одна —
шпионка, другая — воровка; как бы умело ни строилась интрига, всегда существует ключ,
а иначе и быть не может, будь автор сколь угодно талантлив, а воображение его — сколь
угодно богато. Тайна — это всегда только мираж, и он исчезает при малейшей попытке
вглядеться в него, Итак, мы видим, что миф в значительной степени объясняется тем,
какое применение находит ему человек. Миф о женщине — это роскошь. Он может
возникнуть, только если над человеком не довлеют его неотложные потребности; чем
более конкретно переживаются отношения, тем менее они индивидуализируются.
Древнеегипетский феллах, крестьянин-бедуин, средневековый ремесленник, современный
рабочий, в силу трудовой необходимости и бедности, имеют слишком определенные
отношения с конкретной женщиной — своей подругой, — чтобы наделять ее доброй или
недоброй аурой. Черные и белые статуи женственности были воздвигнуты в те эпохи и
теми классами, которым был отпущен досуг, чтобы предаваться мечтам. Но и в роскоши
есть своя польза; мечты эти всегда властно направлялись соображениями выгоды.
Конечно, большинство мифов коренятся в непосредственном восприятии человеком его
собственного существования и окружающего мира; но выход за пределы опыта к
трансцендентной Идее был сознательно осуществлен патриархальным обществом в
интересах самооправдания; через мифы оно навязывало людям свои законы и нравы в
образной и наглядной форме; коллективный императив проникал в каждое конкретное
сознание в виде мифа. С помощью религий, традиций, языка, сказок, кино мифы
проникают даже в те сферы существования, что всецело находятся во власти
материальной действительности. Каждый мо-
Hosted by uCoz