Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
которые извратили смысл всех дискуссий, и все начать заново.
Но в таком случае как мы поставим вопрос? И прежде всего, кто мы такие, чтобы его
ставить? Мужчины судьи и одна из тяжущихся сторон, женщины тоже. Где найти
ангела? По правде говоря, ангел был бы недостаточно компетентен он не знает
исходных данных проблемы. Что касается гермафродита, то это случай исключительный:
он не мужчина и женщина одновременно, скорее он не мужчина и не женщина, Я считаю,
что для изучения положения женщины лучше всего подходят сами женщины или
некоторые из них. Утверждать, что Эпименид сводится к понятию «житель Крита», а
«житель Крита» к понятию «лгун», было бы софизмом. Чистосердечие или
предвзятость мужчин и женщин диктуется не какой-то таинственной сущностью к
поиску истины их более или менее располагает их ситуация. Сегодня многие женщины,
которым посчастливилось вернуть себе все привилегии человека, могут позволить себе
роскошь быть беспристрастными мы даже чувствуем в этом потребность. Мы не
похожи на тех, кто боролся раньше нас; в целом мы выиграли партию. Во время
последних дискуссий о статусе женщины в ООН не смолкали властные требования
окончательно достичь реального равенства полов, и уже многим из нас никогда не
приходилось ощущать свою принадлежность к женскому полу как неудобство или
препятствие. Немало проблем кажутся нам более существенными, чем те, что касаются
исключительно нас: и сама эта отстраненность позволяет надеяться на объективность
нашей оценки. В то же время мы глубже, чем мужчины, знаем женский мир, ведь в нем
наши корни, мы тоньше улавливаем, что значит для человека быть женщиной, и больше
стремимся узнать это. Я сказала, что есть другие, более существенные проблемы, но это
не мешает данной проблеме сохранять в наших глазах определенное значе-
38
ние; в какой мере принадлежность к женскому полу влияет на нашу жизнь? Какие именно
шансы нам даны, а в каких отказано? Какая участь уготована нашим младшим сестрам и
как их следует ориентировать? Поразительно, что в наши дни вся женская литература
проникнута не столько желанием чего-то требовать, сколько стремлением внести ясность.
На исходе целой эпохи беспорядочной полемики эта книга представляет собой одну из
попыток разобраться в создавшемся положении.
Но, наверное, ни одну человеческую проблему нельзя рассматривать совершенно
беспристрастно: сама постановка вопросов и обозначенные перспективы их рассмотрения
предполагают некоторую иерархию интересов; любое качество подразумевает
определенные ценности; и нет так называемого объективного описания, которое не
предполагало бы определенного этического фона. Вместо того чтобы стараться скрыть
более или менее явно подразумеваемые принципы, лучше установить их сразу; тогда не
придется на каждой странице уточнять, какой смысл придается словам «высший»,
«низший», «лучший», «худший», «прогресс», «регресс» и т.д. Если мы рассмотрим какой-
нибудь труд, посвященный женщине, то увидим, что наиболее распространенная точка
зрения это общественное благо и общие интересы. На самом деле каждый понимает
под этим интересы такого общества, какое ему хотелось бы сохранить или создать. Мы же
считаем, что общественное благо не сводится к обеспечению частного благополучия
граждан, и обо всех установлениях мы судим с точки зрения конкретных возможностей,
предоставляемых индивидам. Но мы также и не смешиваем понятие частного интереса с
понятием счастья в этом заключается еще одна часто встречающаяся точка зрения.
|