Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Разве женщина из гарема не счастливее какой-нибудь избирательницы? Разве
домохозяйка не счастливее работницы? Не совсем ясно, что означает слово «счастье» и
тем более какие подлинные ценности в нем сокрыты. Нет никакой возможности измерить
счастье другого человека, зато всегда легко можно объявить счастливой ситуацию,
которую хочешь ему навязать: обреченных на застойное прозябание, в частности,
объявляют счастливыми под тем предлогом, что счастье это неподвижность. Итак, к
этому понятию мы прибегать не будем. Перспектива, которую принимаем мы, это
перспектива экзистенциалистской морали. Любой субъект конкретно полагает себя через
определенные проекты1 это его трансценденция. Он осуществляет свою свободу лишь
путем постоянного самоопределения на пути к другим свободам. Единственное
оправдание его сегодняшнего существования это его устремленность в бесконечно
открытое будущее. Каждый раз, когда трансценденция застывает в
1 Проект (projet), по Сартру, свободное продуцирование цели. Перед.
39
имманентности, существование деградирует, превращаясь в «в-себе-бытие», а свобода
оборачивается фактичностью1. Если субъект смиряется с этим падением, оно становится
его моральной виной. Если оно ему навязано, то принимает форму фрустрации или
угнетения. В обоих случаях оно является абсолютным злом. Всякий индивид,
стремящийся оправдать свое существование, ощущает последнее как некую потребность в
трансценденции. Вот почему особенность ситуации женщины состоит в том, что, обладая,
как и любой человек, автономной свободой, она познает и выбирает себя в мире, где
мужчины заставляют ее принять себя как Другого: ее хотят определить в качестве объекта
и обречь тем самым на имманентность, косность, поскольку трансценденция ее будет
постоянно осуществляться другим сознанием, сущностным и суверенным. Драма
женщины в конфликте между фундаментальным притязанием всякого субъекта, всегда
полагающего себя как существенное, и требованиями ситуации, определяющей ее как
несущественное. Как может реализовать себя человеческое существо в положении
женщины? Какие пути ему открыты? Какие из них тупиковые? Как обрести
независимость внутри зависимости? Какие обстоятельства ограничивают свободу
женщины и может ли она их преодолеть? Таковы основные вопросы, которые нам
хотелось бы прояснить. То есть, говоря о шансах индивида, мы будем определять их,
исходя не из понятия «счастье», а из понятия «свобода».
Разумеется, эта задача была бы лишена всякого смысла, если бы мы считали, что над
женщиной довлеет судьба физиологическая, психологическая или экономическая.
Поэтому вначале мы разберем те суждения по поводу женщины, что приняты в биологии,
психоанализе и историческом материализме. Потом попытаемся проанализировать, как
сформировалась реальность «женского бытия», почему женщина была определена как
Другой и каковы были последствия этого определения с точки зрения мужчин. А затем,
уже с точки зрения женщин, мы опишем тот мир, что был им предложен2, чтобы понять, с
какими трудностями они сталкиваются в тот момент, когда, пытаясь выйти за пределы до
сих пор отводимой им области, претендуют на участие в человеческом mitsein.
1 «Неподлинность», «искусственность», «заданность» термин Сартра. Перед.
2 Это составит содержание второго тома.
|