Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Разумеется, сексуальность играет в человеческой жизни значительную роль можно
сказать, вся жизнь в целом проникнута ею. Из физиологии мы уже поняли, что жизнь
семенников и яичника переплетается с жизнью сомы. Человек существующий это тело
определенного пола; и в отношениях с другими людьми, которые тоже являются телами
определенного пола, обязательно будет присутствовать пол (сексуальность). Но если тело
и сексуальность суть конкретные выражения существования, то и значения их можно
выявить через него же вне этой перспективы психоанализ принимает как данные
необъясненные факты. Например, нам говорят, что девочка испытывает стыд, оттого что
приседает и обнажает ягодицы, когда мочится, но что такое стыд? Аналогично, прежде
чем задаваться вопросом, гордится ли мужчина тем, что у него есть пенис, или в пенисе
выражается его гордость, следует выяснить, что такое гордость и как притязания субъекта
могут воплощаться в объекте, Не нужно принимать сексуальность за непреложную
данность, за основу бытия, у человека есть и более оригинальный «поиск бытия», а
сексуальность лишь один из его аспектов. Именно это показывает Сартр в книге
«Бытие и ничто»; это же говорит и Башлар в своих работах о Земле, Воздухе и Воде:
психоаналитики считают первейшей истиной человека его отношения с собственным
телом и с телами ему подобных в пределах общества; однако человек несет в себе
исконный интерес к сущности окружающего его природного мира и пытается обнаружить
ее в работе, в игре, во всех экспериментах «динамического воображения»; человек
стремится добраться конкретно до постижения основ своего существования через весь
мир в целом, постигая его всеми возможными способами. Месить глину или рыть яму
это занятия столь же изначальные, как объятия или коитус, и заблуждается тот, кто видит
в них только сексуальные символы. Яма, липкость, впадина, твердость, цельность это
исконные реалии; интерес человека к ним продиктован не либидо скорее, само либидо
будет окрашено соответственно тому, как человек их для себя открывал. Цельность
нравится человеку не потому, что символизирует девственность, он ценит
девственность потому, что любит цельность. В работе, войне, игре, искусстве
определяются способы существования в мире, которые нельзя свести ни к каким другим;
они обнаруживают качества, которые пересекаются с теми, что несет в себе
сексуальность. Индивид выбирает себя как посредством этих качеств, так и посредством
эротического опыта. Но восстановить единство этого выбора позволяет лишь
онтологическая точка зрения.
Это понятие выбора психоаналитик отвергает особенно яростно во имя детерминизма и
«коллективного бессознательного», будто бы это бессознательное поставляет человеку
готовые образы и универсальную символику; и оно же якобы объясняет аналогии между
снами, несостоявшимися актами, маниями, аллегориями и человеческими судьбами;
говорить о свободе значит от-
78
казаться от возможности объяснить все эти волнующие соответствия. Но нельзя сказать,
что идея свободы несовместима с существованием некоторых постоянных факторов. И
психоаналитический метод часто может оказаться плодотворным, несмотря на ошибки
теории, благодаря тому что в каждой частной истории есть данные, всеобщий характер
которых никто и не думает отрицать. Ситуации и поведение повторяются; момент
решения возникает в недрах всеобщности и повторяемости. «Анатомия это судьба»,
говорил Фрейд; с этим высказыванием перекликаются слова Мерло-Понти: «Тело это
всеобщность». Существование единично, ибо живущие разделены: оно проявляется в
|