Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
сообща владели все члены рода, рудиментарный характер первобытной лопаты и мотыги
ограничивал возможности земледелия: женских сил хватало на тот труд, что требовался
для обработки садов. При этом первобытном разделении труда два пола уже составляют
нечто вроде двух классов; между этими классами существует равенство; мужчина
охотится и рыбачит, женщина остается у домашнего очага; но домашняя работа включает
в себя производительный труд: изготовление посуды, ткачество, садоводство; таким
образом женщина играет большую роль в экономической жизни. С открытием меди,
олова, бронзы, железа, с появлением плуга получает большее распространение
земледелие: для того чтобы корчевать лес и возделывать поля, требуется интенсивный
труд. И тогда мужчина прибегает к услугам других мужчин, низводя их до положения
рабов. Появляется частная собственность; будучи хозяином рабов и земли, мужчина
становится также и хозяином женщины. В этом состоит «великое историческое поражение
женского пола». Оно объясняется переворотом, произошедшим в разделении труда
вследствие изобретения новых орудий. «Та самая причина, которая прежде обеспечивала
женщине ее господство в доме, ограничение ее труда домашней работой эта же
самая причина теперь делала неизбежным господство мужчины в доме; домашняя работа
женщины утратила теперь свое значение по сравнению с промысловым трудом мужчины,
его труд был всем, ее работа незначительным придатком». Тогда же отцовское право
приходит на смену материнскому; передача собственности происходит от отца к сыну, а
не от матери к ее роду, как раньше. Возникает патриархальная семья, основанная на
частной собственности. Женщина в такой семье угнетенная. Будучи полновластным
господином, мужчина позволяет себе среди прочих и сексуальные капризы: спит с
рабынями или гетерами, то есть становится многоженцем. Как только нравы начинают
допускать обратный вариант, женщина мстит
85
неверностью брак естественно дополняется адюльтером. Это единственное, чем может
защитить себя женщина от домашнего рабства, в котором ее держат, переносимое ею
социальное угнетение является следствием угнетения экономического. Равенство может
быть установлено лишь тогда, когда оба пола будут иметь юридически равные права; но
это освобождение требует, чтобы весь женский пол влился в общественное производство.
«Освобождение женщины станет возможным только тогда, когда она сможет в крупном
общественном масштабе участвовать в производстве, а работа по дому будет занимать ее
лишь в незначительной мере. А это сделалось возможным только благодаря современной
крупной промышленности, которая не только допускает женский труд в больших
размерах, но и прямо требует его...»
Итак, судьба женщины и будущее социализма тесно связаны между собой, что следует и
из обширного труда, который посвятил женщине Бебель. «Женщина и пролетарий,
говорит он, это двое угнетенных». И оба они будут освобождены в результате одного и
того же развития экономики после переворота, произведенного машинным
производством. Проблема женщины сводится к проблеме ее трудовых возможностей.
Могущественная во времена, когда техника была под стать ее силам, свергнутая с
престола, когда оказалось, что она неспособна этой техникой управлять, женщина вновь
обретает равенство с мужчиной в современном мире. И только сопротивление старого
капиталистического патернализма в большинстве стран препятствует этому равенству
осуществиться на практике оно будет осуществлено, когда будет сломлено
сопротивление. Оно уже осуществлено в СССР, как утверждает советская пропаганда. А
|