Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Гастон Башлар в «Земле и блужданиях Воли» среди прочего проводит показательное
исследование труда кузнеца. Он демонстрирует, как с помощью молота и наковальни
человек самоутверждается и отделяется от себя. «Мгновение кузнеца это одновременно
изолированное и разросшееся мгновение. Благодаря неистовой силе мгновения рабочий
укрощает время». И далее: «Человек, кующий железо, принимает вызов, брошенный ему
универсумом».
87
ритории его отчужденное существование встречается с его родом; когда индивид
отделяется от сообщества, он оповещает об этом особым воплощением, мана
индивидуализируется в вожде, потом в каждом индивиде; одновременно каждый
старается захватить себе в собственность клочок земли, орудия труда, часть урожая. В
этих богатствах его богатствах человек находит самого себя, потому что он
потерялся в них, и тогда понятно, что он может Придавать им столь же
фундаментальное значение, как и самой своей жизни. Тогда заинтересованность человека
в своей собственности становится понятным отношением. Но очевидно, что объяснить
весь этот процесс одним лишь тезисом об орудиях труда нельзя, нужно целиком охватить
все поведение человека, вооруженного этим орудием труда, поведение, которое
включает в себя онтологическую инфраструктуру.
Точно так же невозможно из положения о частной собственности сделать вывод об
угнетении женщины. Здесь снова проявляется недостаточность энгельсовского подхода.
Он справедливо заметил, что мускульная слабость женщины реально поставила ее ниже
мужчины лишь с появлением бронзовых и железных орудий труда; но он не увидел, что
пределы ее трудовых способностей сами являются реальным недостатком лишь в
определенной перспективе. Именно потому, что человек трансцендентен и амбициозен,
посредством каждого нового орудия он проецирует свои новые требования; когда он
изобрел бронзовые инструменты, то уже не мог довольствоваться возделыванием садов, а
захотел вспахивать и обрабатывать большие поля и не бронза как таковая породила это
желание. Неприспособленность женщины к этим орудиям повлекла за собой ее крах,
потому что мужчина подчинил ее с помощью своего проекта обогащения и экспансии. Но
и этого проекта недостаточно, чтобы объяснить факт ее угнетения: разделение труда
между мужчиной и женщиной могло бы стать дружеским сотрудничеством. Если бы
изначально отношения человека с себе подобными строились исключительно на дружбе,
то любой тип порабощения был бы просто необъясним явление это есть следствие
захватнических свойств человеческого сознания, которое стремится к объективному
осуществлению своей суверенности. Если бы оно не содержало в себе изначально
категорию Другого и притязание на господство над Другим, открытие бронзовых орудий
труда не могло бы повлечь за собой угнетения женщины. Энгельс не объясняет и особого
характера этого угнетения. Он пытается свести противостояние полов к классовому
конфликту впрочем, без излишней в том уверенности: его тезис не выдерживает
критики. Действительно, разделение труда между полами и проистекающее отсюда
угнетение в некоторых случаях напоминают разделение на классы, но смешивать их
нельзя. В классовом разделе нет никакой биологической основы; в процессе труда раб
осознает себя противостоящим хозяину, пролетариат всегда осознавал свое положение в
|