Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
тоской писала: «Существование женщины в обществе не предопределено никакими
принципами: ни естественным порядком вещей, ни порядком социальным»1. Люто
ненавидевший Жермену де Сталь Наполеон, как бы вступая с ней в спор, в своем
Гражданском кодексе утверждал, что такой порядок есть, только он направлен против
социальных притязаний женщины. По этому, установленному им порядку женщина без
мужа ничто, она не может считаться полноценным человеком. Но уже в ту пору
нашлись чудаки, имевшие прямо противоположное мнение. Один из них, Шарль Фурье, в
своем труде «Теория четырех движений» отмечал; «В целом прогресс и смена
исторических периодов происходят в результате движения женщины по пути свободы, а
регресс социального порядка означает уменьшение свободы женщины. Расширение прав
женщины есть главный принцип социального прогресса»2. Среди тех, кто пытался ввести
женщину в социум, в историю, и другой великий утопист, Анри де Сен-Симон, с его
несколько загадочной фразой: «Мужчина и женщина вот социальный индивид»3. '
Фурье и Сен-Симон двумя небольшими фразами, в сущности, создали основу для
переворота в общественных представлениях о назначении женщины. Они вышли за
пределы суждения о «природном назначении пола», нисколько не посягая на последнее и
не оспаривая его. Тем самым появилась возможность говорить о том, что помимо
прокреативных, природных функций у женщины могут быть еще и другие социальные,
гражданские функции и что, взятые воедино, они способны не отрицать, а дополнять друг
друга. Отныне в споре о женском равноправии была пробита брешь речь стали вести
уже не только о «естественном», но еще и о социальном праве женщины, праве на
свободу, образование, труд. Этот теоретический фундамент упрочил позиции феминизма.
Он стал разнообразным по форме и содержанию. К на-
lG.De Stael. De la litterature consideree dans ses rapports avec les institutions sociales. Paris,
1800, p. 84.
2 Ch. Fourier. Theorie des quatres mouvements et des destinees generales. P., 1808, p. 180.
3 Изложение учения Сен-Симона. M., 1960, с. 576.
11
чалу XX века активно действовали суфражистки, отстаивавшие политико-правовое
равенство женщины; социалистки, защищавшие идеи равной оплаты женского труда и
участия женщин в профсоюзах; радикальные феминистки, пропагандировавшие идеи
сознательного материнства и контроля над рождаемостью; христианские женские
благотворительные общества. В результате медленных завоеваний всех этих
феминистских потоков к концу XIX
началу XX века общественные стереотипы и
нормы постепенно менялись. Новые нормы уже позволяли женщине выходить за пределы
дома с тем, чтобы получать образование, работу. Свою роль в этом процессе сыграли и
марксисты.
Проблему социального признания женщины они определили как «женский вопрос» и
предложили на него свой ответ. Симона де Бовуар в отдельной главе разбирает все плюсы
и минусы этого ответа, оформленного в категории исторического материализма. Что же
здесь плюс и что минус? И для нее, и для теоретиков марксизма речь идет о продолжении
традиции Пулена де ля Барра Фурье Сен-Симона, то есть традиции борьбы за
|