Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Согласившись с тем, что миф о женщине как о существе второго сорта, органически
неспособном претендовать на равенство с мужчиной, по сути своей абсурден,
просветители воздержались, однако, от признания ее гражданской состоятельности, то
есть способности выступать в роли субъекта истории. Воздержались, ссылаясь на теорию
«естественного права», которое по-прежнему рассматривало женщину только как
«продолжательницу рода», силу, воспроизводящую социальное пространство, но не
занимающую в нем сколько-нибудь значимого места. Именно так определяли функции
женщины в обществе Руссо и его последователи из числа вершителей Великой
французской революции, специальным декретом запретившие представительницам
«второго пола» участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях, вообще посещать
публичные места и собираться в группы. И все было бы хорошо, если бы и эта позиция, и
подобные декреты не вступили в прямое противоречие с принципами революции,
закрепленными в ее основном документе «Декларации прав человека и гражданина».
Ее первая же фраза утверждала: «Все люди рождаются свободными и равными в правах».
Все, без каких бы то ни было исключений. Чтобы снять это очевидное противоречие,
законодатели были вынуждены дополнить «Декларацию» целым рядом актов, в которых
разъяснялось, кто же в революционной Франции попадает в категорию «свободных и
равных». Женщины в нее не попали. Отказ толкователей революционной справедливости
признать француженок в качестве полноправных граждан своего отечества привел к
возникновению нового общественного явления движения в защиту политических прав
женщины, или феминизма (от франц. femme женщина). Среди его провозвестников
Пулен де ля Барр, Среди родоначальниц француженка Олимпия де Гуж, англичанка
Мэри Уоллстонкрафт, американка Абигайль Адаме. А первым документом феминизма
явилась вышедшая в 1791 году из-под пера Олимпии де Гуж «Декларация прав женщины
и гражданки». В ней Олимпия де Гуж давала свое толкование идеям «естественного
права». По ее убеждению, это право предполагает всеобщую свободу, владение
собственностью, сопротивление всем формам деспотизма. И женщина ничуть не менее
мужчины способна к его отправлению. Единственная преграда для нее тирания
сильного пола. За свой радикализм Олимпия де Гуж расплатилась сполна. В ноябре 1793
года по ложному доносу ее отправили на гильотину. Других проповедниц феминизма был
призван отрезвить принятый в 1804 году Гражданский кодекс Наполеона. В нем
объявлялось, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой
своего мужа. Так натолкнулась на сопротивление общества и разбилась о него первая
волна феминизма. Впрочем, уже в тот момент в его актив
К оглавлению
10
помимо «Декларации прав женщины и гражданки» вошла и «Декларация прав человека и
гражданина», которая настаивала на универсальности гражданских прав личности и не
предусматривала никаких правовых ограничений.
Вторая волна феминизма набирает силу уже в XIX веке. Весь XIX век для его
сторонников это поиск аргументов для доказательства социальной и политической
правомочности женщины. В числе предшественниц Симоны де Бовуар писательница и
философ Жермена де Сталь, которая старательно дистанцировалась от феминизма, но
всей своей жизнью подтверждала правоту его принципов. В 1800 году Жермена де Сталь с
|