Navigation bar
  Print document Start Previous page
 5 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
 
8
существо сомнительное, объект его власти. Идеальный принцип такого порядка вещей:
«Жена да убоится мужа своего». Принцип патриархальный, тысячелетиями он был
общепринятым. Однако существовали и сомнения относительно его верности. Достаточно
вспомнить Платона и его легенду об андрогине или Аристофана с его «Лисистратой». Эти
сомнения стали усиливаться по мере приближения эпохи великих буржуазных
революций, чтобы в канун ее перерасти в острый, общественно значимый спор.
Содержание его свидетельствовало о том, что история подошла к рубежу, за которым
начинается Новое время — время демократии с ее идеалом «свободы, равенства,
братства». Оно требовало пересмотра самих основ общественной жизни, включая и
первичное разделение труда между мужчиной и женщиной, разделения труда по
принципу иерархии, а не сотрудничества, господства, а не взаимодополняемости. В Новое
время, по словам социолога М. Вебера, происходит «расколдовывание мира», его
высвобождение из-под власти природно-родовых начал, которые, собственно, и
продиктовали эту форму первичного разделения труда в качестве основы патриархального
уклада. «Расколдовывание мира» предполагает и «очеловечивание» отношений между
полами. Из отношений господства — подчинения они, очень медленно и постепенно,
превращаются в отношения «взаимной ответственности», или «отношения сознающей
свою ответственность любви»1, что на уровне общественной жизни проявляется в
утверждении принципа равенства обоих полов перед лицом закона. Процесс этот и
сегодня еще далек от завершения. Но начинался он на заре Нового времени со спора о
положении женщины в обществе, о ее «природном назначении».
Уже в XVII веке появляются сочинения, доказывающие, что природные задатки женщины
ничуть не менее совершенны, чем мужские, просто они — иные. Но это не значит, что
женщина — неполноценный человек, как настаивали, например, Отцы Церкви. Она
рождается с той же способностью быть свободным, ответственным существом, что и
мужчина. Среди этих сочинений в книге «Второй пол» Симона де Бовуар выделяет работу
убежденного сторонника женского равноправия Пулена де ля Барра «О равенстве обоих
полов», выделяет не случайно. Вмешавшись в тот давний спор, она принимает в нем
сторону этого убежденного картезианца. В числе первых он объявил о том, что неравное
положение мужчины и женщины в обществе есть результат подчинения женщины грубой
мужской силе, а вовсе не предписание природы. Или, иными словами, что нет такого
«предназначения», во имя которого женщину следует держать в гражданском бесправии
подобно домашнему скоту или скарбу. Тезис Пулена де ля Барра стал основой целой
традиции, которая с его легкой руки
1 M. В е б е р. Избранные произведения. М-, 1990, с. 328—334.
 
9
начала «подвергать сомнению все, что мужчины сказали о женщинах», традиции,
примыкавшей к Просвещению и отчасти поддержанной просветителями, но только
отчасти.
Hosted by uCoz