Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
8
существо сомнительное, объект его власти. Идеальный принцип такого порядка вещей:
«Жена да убоится мужа своего». Принцип патриархальный, тысячелетиями он был
общепринятым. Однако существовали и сомнения относительно его верности. Достаточно
вспомнить Платона и его легенду об андрогине или Аристофана с его «Лисистратой». Эти
сомнения стали усиливаться по мере приближения эпохи великих буржуазных
революций, чтобы в канун ее перерасти в острый, общественно значимый спор.
Содержание его свидетельствовало о том, что история подошла к рубежу, за которым
начинается Новое время время демократии с ее идеалом «свободы, равенства,
братства». Оно требовало пересмотра самих основ общественной жизни, включая и
первичное разделение труда между мужчиной и женщиной, разделения труда по
принципу иерархии, а не сотрудничества, господства, а не взаимодополняемости. В Новое
время, по словам социолога М. Вебера, происходит «расколдовывание мира», его
высвобождение из-под власти природно-родовых начал, которые, собственно, и
продиктовали эту форму первичного разделения труда в качестве основы патриархального
уклада. «Расколдовывание мира» предполагает и «очеловечивание» отношений между
полами. Из отношений господства подчинения они, очень медленно и постепенно,
превращаются в отношения «взаимной ответственности», или «отношения сознающей
свою ответственность любви»1, что на уровне общественной жизни проявляется в
утверждении принципа равенства обоих полов перед лицом закона. Процесс этот и
сегодня еще далек от завершения. Но начинался он на заре Нового времени со спора о
положении женщины в обществе, о ее «природном назначении».
Уже в XVII веке появляются сочинения, доказывающие, что природные задатки женщины
ничуть не менее совершенны, чем мужские, просто они иные. Но это не значит, что
женщина неполноценный человек, как настаивали, например, Отцы Церкви. Она
рождается с той же способностью быть свободным, ответственным существом, что и
мужчина. Среди этих сочинений в книге «Второй пол» Симона де Бовуар выделяет работу
убежденного сторонника женского равноправия Пулена де ля Барра «О равенстве обоих
полов», выделяет не случайно. Вмешавшись в тот давний спор, она принимает в нем
сторону этого убежденного картезианца. В числе первых он объявил о том, что неравное
положение мужчины и женщины в обществе есть результат подчинения женщины грубой
мужской силе, а вовсе не предписание природы. Или, иными словами, что нет такого
«предназначения», во имя которого женщину следует держать в гражданском бесправии
подобно домашнему скоту или скарбу. Тезис Пулена де ля Барра стал основой целой
традиции, которая с его легкой руки
1 M. В е б е р. Избранные произведения. М-, 1990, с. 328334.
9
начала «подвергать сомнению все, что мужчины сказали о женщинах», традиции,
примыкавшей к Просвещению и отчасти поддержанной просветителями, но только
отчасти.
|