Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
«привилегия» брака с Сартром подвела ее к сюжету книги «Второй пол». Собственная
семейная жизнь стала для нее чем-то вроде Зазеркалья чудесного, но опрокинутого,
обратного отражения заурядных супружеских будней. Она позволила Симоне полнее
осознать всю чудовищную несправедливость обычной женской судьбы этого «вязкого
существования», в котором нет ни свободы, ни самоосуществления.
1 Ж.-П. Сартр. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм. Философия
любви. Т. 2. М., 1990, с. 459.
7
Сама идея книги была подсказана Сартром. Это произошло вскоре после триумфа его
главной работы «Бытие и ничто», появившейся в годы Сопротивления. Сартр считал, что
для подтверждения их версии экзистенциализма, которую он уже изложил, Симоне было
бы неплохо написать нечто вроде исповеди о том, что значит для нее быть женщиной,
Симона отказалась. Она не видела здесь сюжета; по ее мнению, женственность никак не
отражалась на ее существовании. Сартр настаивал. В «женском уделе» он, похоже,
усмотрел крайний вариант «удела человеческого» с его заброшенностью в мире
«абсурда», «утраченного смысла» и «тошноты». Ему было важно, чтобы, описывая эту
предельную ситуацию, Симона проиллюстрировала верность исходных постулатов. Ей
пришлось согласиться с его доводами. Но поначалу она предполагала заняться лишь
мифологией исследовать легенды и мифы о «женщинах, созданные мужчинами». Сартр
стал убеждать ее расширить исследование, включить в него материалы по биологии,
физиологии, психологии, психоанализу. Приняв и эти его доводы, она пошла еще дальше,
привлекая свидетельства истории, социологии, литературы*. В итоге за немыслимо
короткий срок, в три года, ей удалось собрать материалы, написать и издать обобщающий
труд в тысячу страниц, где она попыталась выяснить для себя и объяснить читателю, что
же такое этот «женский удел», что стоит за понятием «природное назначение пола», чем и
почему положение женщины в этом мире отличается от положения мужчины, способна ли
в принципе женщина состояться как полноценная личность, и если да, то при каких
условиях, на каких путях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их
преодолеть.
Понятно, что это была не первая книга о женщинах и «женском уделе». И по характеру
поставленных вопросов понятно, что Симона де Бовуар, приступая к исследованию, уже
знала на них ответы. Часть из них диктовалась логикой экзистенциализма. Другая часть
тем спором о назначении женщины и ее роли в обществе, который шел испокон веку,
Симона де Бовуар не случайно решила было сосредоточиться на анализе мифов народов
мира. Они служили первым идеологическим обоснованием самого загадочного факта
истории первичного разделения труда между мужчиной и женщиной, которое
поставило женщину в неравное, зависимое положение от мужчины. Мифы Запада и
Востока, Севера и Юга, описывая этот факт, говорили о «природном назначении
женщины», о «тайне пола», об особенностях мужского и женского начал. Мировые
религии шли еще дальше и санкционировали строгую соподчиненность в отношениях
между полами: мужчина полноценный человек, субъект истории, женщина
Об истории создания книги «Второй пол» см. мемуары С. де Бовуар: S.DeBeauvoir. Force
des choses. P., 1963.
|