Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
доктрине доктрине атеистического, или гуманистического, экзистенциализма1,
которую они разрабатывали совместно, но и в их личной жизни. Оба исходили из реалий
XX века с его социальными катастрофами революциями, мировыми войнами,
фашизмом всех видов и оттенков, и оба считали, что эти реалии нельзя оценить иначе,
как «мир абсурда», где нет ни Смысла, ни Бога. Содержанием его способен наполнить
только сам человек. Он и его существование единственная подлинность бытия. И в
человеческой природе, как и в человеческом существовании, нет ничего заведомо
заданного, предопределенного нет никакой «сущности». «Существование
предшествует сущности» таков главный тезис в доктрине Сартра и Симоны де Бовуар.
Сущность человека складывается из его поступков, она результат всех совершенных
им в жизни выборов, его способности к реализации своего «проекта» им же
предустановленных целей и средств, к «трансценденции»
конструированию целей и
смыслов. А побудители его поступков воля, стремление к свободе. Эти побудители
сильнее всех законов, нравственных правил и предрассудков. Они же должны оп-
1 Об экзистенциализме Сартра см.: Современный экзистенциализм. М1966; С.И.
Великовскии. Поиски утраченного смысла. М., 1979; Э.Ю. Соловьев. Прошлое толкует
нас. Очерки по истории философии. М.,1991.
6
ределять семейный уклад, отношения в любви. Сартр так объяснял суть своего понимания
любви и брака: «Я вас люблю, потому что я по своей свободной воле связал себя
обязательством любить вас и не хочу изменять своему слову; я вас люблю ради верности
самому себе... Свобода приходит к существованию внутри этой данности. Наша
объективная сущность предполагает существование другого. И наоборот, именно свобода
другого служит обоснованием нашей сущности»*.
Свобода, автономия, равенство в самоосуществлении принципы союза, связавшего
Жан-Поля Сартра и Симону де Бовуар. Не самые легкие и не общепринятые. Но Сартру и
Симоне удалось перевести их в житейские привычки. Они цементировали их брак прочнее
официальных бумаг, прочнее общего дома. Его, кстати, и не было. Симона де Бовуар не
могла себе позволить жить жизнью хозяйки дома, у нее была любимая профессия, не
оставлявшая времени для домашних хлопот. Жили отдельными домами, встречались в
назначенное время для обеда, отдыха, приема друзей, вместе путешествовали и проводили
отпуск. Полнотой и насыщенностью взаимоотношений объясняли свое нежелание иметь
детей. Брак держался на общих интересах, общем деле, общей культуре, взаимном
доверии и уважении. Время от времени в жизни того или другого возникал кто-то третий,
приходило новое увлечение. В этом открыто признавались, иногда даже расставались. Но
верность когда-то сделанному выбору побеждала и эти разрывы. В конечном счете их
идейно обоснованный брак оказался счастливым. Оба нашли в нем то, что искали, Симона
де Бовуар стала для Сартра музой и сподвижницей. Он признавался, что встретил в ней
женщину, равную себе по сути. Она спасла его от небрежения к другому полу, которое
поначалу сидело и в нем, избавила от нелепой мужской гордыни, что на поверку
оборачивается сломанной жизнью. С Симоной он понял ценность и полноту
равноправных отношений между мужчиной и женщиной. Для Симоны де Бовуар Сартр
оказался идеальным спутником. Он не только не связал ее по рукам и ногам путами быта,
не подавил интеллектом гения, но помог освободиться от одиночества, от которого она
так страдала в юности, помог поверить в себя и творчески состояться. Ну и, наконец,
|