Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
представляются ему сверхъестественными дарами; причем богатства, скрытые у самых
потаенных истоков жизни, привлекают в этот мир таинственные испарения, исходящие от
женского тела. Подобные верования еще до сих пор сохраняются во многих индейских,
австралийских и полинезийских племенах2; и значение их достаточно велико, поскольку
они прекрасно сочетаются с практическими интересами коллектива. Материнство
обрекает женщину на оседлый образ жизни; пока мужчина охотится, рыбачит, воюет, она,
естественно, остается у домашнего очага. Но у примитивных народов садоводство
ограничивается лишь небольшими площадями, размещенными в пределах деревни; их
возделывание относится к домашней работе; пользование орудиями труда каменного века
не требует интенсивных усилий; экономика и мистика сообща предоставляют земледелие
женщинам. И по
«Привет тебе. Земля, мать людей, стань плодородной в объятиях Божьих и преисполнись
плодов на благо человеку», — гласит древнее англосаксонское заклинание.
В Уганде и у индийских племен бханта бесплодная женщина считается опасной для садов.
В Никобаре верят, что урожай будет более обильным, если его соберет беременная
женщина. На Борнео именно женщины отбирают и хранят семена. «Кажется, в них видят
природное родство с семенами, о которых сами женщины говорят как о беременных.
Иногда в период созревания риса женщины проводят ночь на рисовых полях» (Хоуз и
Мак-Доугал). В Древней Индии обнаженные женщины ночью проходят с плугом вокруг
поля. Индейцы оренока предоставляли сажать и сеять женщинам, ибо «точно так же, как
женщины умели зачинать и производить на свет детей, так и посаженные ими зерна и
корни давали более обильные всходы, чем если бы их сажали мужчины» (Фрэзер). У
Фрэзера можно найти множество подобных примеров.
 
99
мере того, как зарождается домашняя индустрия, она также достается в удел женщинам;
они ткут ковры и покрывала, изготавливают посуду. Часто именно они ведают обменом
товарами — в их руках находится торговля. Итак, они способствуют поддержанию и
распространению жизни племени; от их усилий и магических свойств зависят дети, стада,
урожаи, домашняя утварь и вообще процветание группы людей, душой которой они
являются. Такое могущество внушает мужчинам смешанное чувство уважения и ужаса,
что находит отражение в культе женщин. Последние начинают восприниматься как
воплощение всей чуждой Природы.
Как мы уже говорили, человек осознает себя только в противопоставлении Другому,
человек воспринимает мир сквозь призму дуализма, причем первоначально дуализм этот
не имеет половой окраски. Но поскольку женщина отличается от мужчины, который
полагает себя в качестве самотождественного, она, естественно, попадает в категорию
Другого; понятие «Другой» включает в себя женщину; но вначале ее значение еще не так
велико, чтобы она могла одна воплощать это понятие, и таким образом внутри Другого
намечается подразделение: в древних космогониях один и тот же элемент часто имеет и
мужское и женское воплощение — так, у вавилонян Океан (муж.) и Море (жен.) являются
двойным воплощением космического хаоса. Когда роль женщины возрастает, она почти
полностью поглощает область Другого. Тогда появляются божества женского пола, чей
культ связан с поклонением идее плодородия. В Сузах было найдено древнейшее
изображение Великой Богини, Великой Матери в длинном одеянии и высоком головном
Hosted by uCoz