Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
уборе, в то время как другие статуи увенчаны башнями; несколько таких изображений
было обнаружено при раскопках на Крите. Ее то представляют сидящей на корточках, с
непомерно пышными бедрами, то стоящей и более худой, иногда одетой, часто
обнаженной, сжимающей руки под полными грудями. Она владычица небес, ее символ
голубь; она же повелительница преисподней, откуда ползком выбирается на поверхность
символизирующая ее в этом случае змея. Она дает о себе знать в горах и лесах, на море и
в родниках. Повсюду она творит жизнь даже убивая, воскрешает. Капризная,
похотливая, жестокая, как Природа, благодатная и грозная одновременно, она царит по
всей Эгеиде, Фригии, Сирии, Анатолии, по всей Западной Азии. В Вавилоне ее зовут
Иштар, у семитских народов Астарта, у греков Гея, Рея или Кибела; в Египте ее
обнаруживают в образе Исиды; божества мужского пола занимают по отношению к ней
подчиненное положение. Являясь верховным идолом самых дальних сфер неба и
преисподней, женщина на земле окружена табу; как все сакральные существа, она сама и
есть табу; она обладает такой властью, что в ней видят волшебницу, ведьму; ее
ассоциируют с молитвой, а иногда она становится жрицей, как друидессы у древних
кельтов; в некоторых случаях она участвует в
К оглавлению
100
управлении племенем и даже, случается, осуществляет его в одиночку. Те давние времена
не оставили нам никакой литературы. Но великие патриархальные эпохи сохранили в
своей мифологии, памятниках, традициях воспоминания о временах, когда женщины
занимали очень высокое положение. С женской точки зрения, брахманическая эпоха была
шагом назад по сравнению с эпохой Ригведы, а последняя по сравнению с
предшествовавшей ей примитивной стадией. Статус бедуинок в доисламскую эпоху был
гораздо выше, чем тот, что определен Кораном. Великие образы Ниобеи и Медеи
напоминают об эре, когда матери считали детей своим личным достоянием и непомерно
гордились ими. А в гомеровских поэмах Андромаха и Гекуба обладают влиянием, которое
классическая Греция уже не признает за женщинами, укрывшимися в тени гинекея. На
основе этих фактов было выдвинуто предположение, что в первобытные времена
существовало настоящее женское Царство; именно эту гипотезу, предложенную
Бахоффеном, воспринял Энгельс; переход от матриархата к патриархату представляется
ему «великим историческим поражением женского пола».
Но в действительности такой золотой век Женщины не что иное, как миф. Сказать, что
женщина была Другим, значит констатировать отсутствие отношения взаимности
между полами; Земля, Мать, Богиня, она никогда не была для мужчины равной, ее
могущество утверждалось за пределами человеческого царства, а значит, и сама она была
вне его. Общество всегда было мужским, политическая власть всегда находилась в руках
у мужчин. «Общественная или просто социальная власть всегда принадлежит мужчинам»,
утверждает Леви-Строс в конце своего исследования, посвященного примитивным
обществам. Для мужчины подобный, другой, который одновременно и тот же самый и с
которым можно установить отношение взаимности, это всегда индивид мужского пола.
Дуализм, который в той или иной форме обнаруживается в недрах сообщества,
противопоставляет одну группу мужчин другой, а женщины составляют часть богатства,
которым мужчины владеют и обмениваются между собой. Ошибка произошла из-за
смешения двух совершенно взаимоисключающих видов Другого. Если женщина
|