Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
1 См.: Лев и-С т рос. Элементарные структуры родства.
2 Там же.
 
102 
странение, сосуществуют два вида права, одно — религиозное, другое — основанное на
совместном проживании и обработке земли, и они взаимно проникают друг в друга. Хотя
брак и является светским установлением, его социальное значение чрезвычайно велико;
семья, даже не имея религиозного смысла, очень существенна в человеческом плане. Даже
в тех сообществах, где наблюдается большая сексуальная свобода, женщина,
производящая на свет ребенка, должна быть замужем; одна со своим потомством она не
сможет образовать автономную группу; одного религиозного покровительства брата
оказывается недостаточно — необходимо присутствие супруга. Часто он имеет большую
ответственность перед детьми; хотя они и не принадлежат к его клану, он обязан их
кормить и воспитывать; между мужем и женой, между отцом и сыном устанавливается
связь, основанная на совместном проживании, общем труде и интересах, взаимной
нежности, Отношения между такой светской семьей и тотемическим родом очень сложны,
о чем свидетельствует разнообразие свадебных обрядов. Первоначально муж покупает
жену у другого клана или по крайней мере два клана совершают обмен — один
предоставляет своего члена, другой уступает скот, плоды, труд. Но поскольку муж берет
на свое обеспечение жену и ее детей, бывает также, что он получает вознаграждение от ее
братьев. Равновесие между мистическими и экономическими реалиями весьма шатко.
Часто мужчина гораздо больше привязан к своим детям, чем к племянникам; он
предпочтет утверждать себя как отец, когда предоставится возможность такого
самоутверждения. И поэтому всякое общество начинает тяготеть к патриархальной форме,
как только стадия его развития позволяет человеку осознать себя и проявить свою волю.
Однако важно подчеркнуть, что даже в те времена, когда мужчина терялся в тайнах
Жизни, Природы и Женщины, он не слагал с себя власти; когда, в страхе перед опасной
магией, таящейся в женщине, он полагает ее как существенное, полагает ее именно он и в
этом добровольно принимаемом отчуждении сам реализуется как существенное; несмотря
на все ее плодоносные свойства, мужчина остается ее хозяином, как является он хозяином
плодородной земли; ее судьба — быть подчиненной, покоренной, эксплуатируемой, как
сама Природа, плодородие которой она магическим образом воплощает. Престиж,
которым она наделена в глазах мужчин, она получает от них; они преклоняют колена
перед Другим и поклоняются Богине-Матери. Но при всем своем кажущемся могуществе
она постижима только в понятиях, выработанных мужским сознанием. Все изобретенные
человеком идолы, какими бы ужасающими он их ни придумал, на самом деле зависят от
него, что позволит ему в дальнейшем их разрушить. В примитивных обществах эта
зависимость не признавалась и не полагалась, но она существовала не опосредованно,
сама в себе; а как только человек полнее осознает себя, как только осмелится
 
103 
утверждать и противопоставлять себя, она будет легко пропущена через сознание. На
Hosted by uCoz