Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
также и покорить самого себя стало возможным в результате перехода от камня к бронзе.
Земледелец брошен на произвол земли, прорастания семян, смены времени года, он
пассивен, он заклинает и ждет и поэтому человеческий мир был населен
тотемическими духами; крестьянин терпел капризы со всех сторон обступавших его
стихий. Рабочий же, наоборот, мастерит орудие труда по своему усмотрению; своими
руками он придает ему образ согласно своему проекту; перед лицом инертной природы,
которая сопротивляется ему, но которую он побеждает, он утверждает себя как
суверенную волю; чем чаще будет он ударять по наковальне, тем скорее изготовит
инструмент тогда как ничто не может ускорить созревание колосьев; он осознает свою
ответственность за изготовленную вещь: одно ловкое или неловкое движение может
придать ей форму или сломать ее; осторожно и умело он доводит ее до
1 Подтверждение этой мысли в несколько иной форме мы находим в уже цитированной
диссертации Леви-Строса. Из его рассуждений следует, что запрещение инцеста ни в коей
мере не было изначальным фактом, повлекшим за собой экзогамию, оно является
негативным отражением позитивной воли к экзогамии. Нет никаких непосредственных
причин, почему бы женщина не могла стать предметом торга для мужчин ее рода; но с
социальной точки зрения важно, чтобы она была частью уступок, посредством которых
каждый род, вместо того чтобы замкнуться на себе, устанавливает с другим родом
отношение взаимности: «Экзогамия имеет не столько негативную, сколько позитивную
ценность... она исключает эндогамный брак. не потому, что кровосмесительный брак
связан с биологической опасностью, а потому, что экзогамный брак полезен для
общества». Группа не должна единолично пользоваться женщинами, составляющими
часть ее достояния, ей следует сделать их средством общения с другими группами;
брак с женщиной из своего рода запрещен «лишь потому, что женщина эта то же, тогда
как ей следует (а значит, она может) стать Другой... Проданы в рабство могут быть те же
самые женщины, которых первоначально приносили в дар. И те и другие должны лишь
иметь на себе признак другой сущности, который является следствием определенного
положения в структуре, а не врожденным свойством».
105
совершенства, которым вправе гордиться: успех дела зависит не от милости богов, а от
него самого.
Он бросает вызов товарищам, гордится успехами, и, хотя обряды еще занимают какое-то
место в его жизни, точная техника кажется ему намного важнее; мистические ценности
отходят на второй план, а на первый выдвигаются практические интересы; он не совсем
освобождается от богов, но отделяет их от себя тем, что сам от них отделяется; он
отправляет богов на их Олимп, а себе оставляет землю; с первым ударом молота великий
Пан начинает чахнуть и наступает царство человека. Он осознает свою власть. На примере
отношения его творящей руки и изготовленного предмета он постигает причинность:
посеянное зерно может произрасти, а может и не произрасти, тогда как металл всегда
одинаково реагирует на огонь, закалку, механическое воздействие; этот мир орудий труда
укладывается в четкие и ясные понятия и возникают рациональное мышление, логика и
математика. В корне изменяется образ мира. Культ женщины был связан с царством
земледелия, царством неизменной длительности, случайности, непредсказуемости,
ожидания, тайны, царство же hom
faber
это торжество времени, которое можно
покорить, как пространство; победа необходимости, проекта, действия, разума. Впредь,
|