Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
принадлежали, так он порабощает жену и детей. Ему нужны наследники, в которых
продлится его земная жизнь, поскольку он завеща
ем. ч. 1, гл. 3.
108
ет им свои владения, и которые после смерти воздадут ему почести, необходимые для
упокоения его души. Установление частной собственности дополняется культом
домашних богов, и наследник выполняет одновременно экономическую и мистическую
функции. Итак, с того момента, как земледелие перестает быть по сути своей магическим
действием, а становится прежде всего созидательным трудом, мужчина обнаруживает в
себе порождающую силу; он претендует на своих детей точно так же, как и на свой
урожай1, Важнейшей идеологической революцией в первобытные времена был переход
от материнской филиации к филиации отцовской агнации; отныне мать низводится до
уровня кормилицы, прислуги, а всю полноту власти получает отец; все права принадлежат
ему и передаются через него, Аполлон в «Эвменидах» Эсхила провозглашает эти новые
истины: Дитя родит отнюдь не та, что матерью Зовется. Нет, ей лишь вскормить посев
дано. Родит отец. А мать, как дар от гостя, плод Хранит, когда вреда не причинит ей бог2.
Очевидно, что подобные утверждения не являются следствием научного открытия, это
символ веры. Наверное, познав на опыте причинность в технике и таким образом
убедившись в собственных созидательных возможностях, мужчина обнаружил, что для
продолжения рода он так же необходим, как мать. Идея повлекла за собой наблюдение; но
последнее ограничилось тем, что признало роль отца равной роли матери: оно позволило
предположить, что естественное условие зачатия это встреча спермы и менструаций.
Именно эта мысль выражена у Аристотеля; женщина всего лишь материя, тогда как
«принцип движения, который во всех рождающихся существах есть принцип мужской,
лучше и в нем больше божественного». Идея эта отражает стремление к могуществу,
превосходящее всякое знание. Приписывая потомство исключительно себе, мужчина
окончательно высвобождается из-под власти женского начала и отвоевывает у женщины
господство над миром. Теперь уделом женщины становится рождение детей и
выполнение второстепенной работы, она утра-
Подобно тому как женщина отождествлялась с бороздой, фаллос теперь отождествляется
с плугом, и наоборот. На одном рисунке касситской эпохи изображение плуга дополняли
символы полового акта; позже тождество фаллосплуг нередко находило отражение в
пластическом искусстве. Слово Iak в нескольких австралийско-азиатских языках значит
одновременно «фаллос» и «заступ». Существует ассирийская молитва, обращенная к богу,
«плуг которого оплодотворил землю».
Перевод С. Апта.
|