Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
109
чивает и практическую значимость, и мистическое влияние, а потому оказывается всего
лишь прислугой.
Это завоевание мужчины представили как завершение ожесточенной борьбы. Одна из
самых древних космогонии ассиро-вавилонская сохранила рассказ об их победе в
тексте, датируемом VII веком, но воспроизводящем гораздо более архаичную легенду.
Океан и Море, Атум и Тамиат1 породили мир небесный, мир земной и всех великих
богов; но последние показались им чересчур беспокойными, и они решили их
уничтожить; борьбу с самым сильным и самым красивым из своих потомков Бел-
Мардуком вела Тамиат, женщина-мать; он сошелся с ней в поединке, после жестокой
битвы убил ее и рассек пополам ее тело; из одной половины он сделал небесный свод, из
другой опору земного мира; затем он упорядочил вселенную и сотворил людей. В
драме «Эвмениды», представляющей собой торжество патриархата над материнским
правом, Орест также убивает Клитемнестру. Через такие кровавые победы мужская мощь
и солярные силы порядка и света одерживают верх над женским хаосом. Оправдывая
Ореста, суд богов провозглашает, что он прежде всего сын Агамемнона, а уже потом
Клитемнестры. Старое материнское право умерло его убил дерзкий бунт мужчины.
Однако на самом деле, как мы уже видели, утверждению отцовского права предшествовал
долгий переходный период. Завоевывая, мужчина отвоевывал свое он лишь вступил во
владение тем, чем уже обладал, привел право в соответствие с реальностью. Ни борьбы,
ни победы, ни поражения не было. Впрочем, в этих легендах есть глубокий смысл, Как
только человек утверждает себя как субъект и существо свободное, идея Другого
опосредуется. С этого момента отношения с Другим представляют собой драму;
существование Другого содержит в себе угрозу, опасность. Ранняя древнегреческая
философия показала и Платон ее в этом не опроверг, что другая сущность это то
же самое, что отрицание, то есть Зло. Полагать Другого значит склоняться к
манихейству. А потому все религии и законы столь враждебны по отношению к женщине.
В эпоху, когда человечество достигло такого уровня развития, что смогло записать свою
мифологию и законы, патриархат уже установился окончательно своды законов
составляли мужчины. Вполне естественно, что женщине они отвели подчиненное
положение, но можно было бы ожидать, что они отнесутся к ней столь же
доброжелательно, как и к детям или домашним животным. Ничего подобного. Закрепляя
господство над женщиной, законодатели сами ее боятся. В ее амбивалентных свойствах
выделяют один лишь пагубный аспект; из священной она становится нечистой, Ева,
дарованная Адаму, чтобы стать его подругой, погубила человеческий род; когда
языческие боги
1 Видимо, Апсу и Тиамат. Перев.
К оглавлению
110
|