Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
хотят отомстить людям, они создают женщину, и первое же такое существо женского
пола Пандора выпустило на землю все невзгоды на погибель человечеству. Другой
это пассивность перед лицом активности, отличие, разбивающее единство, материя,
противостоящая форме, беспорядок, сопротивляющийся порядку. Так предназначением
женщины стало Зло. «Есть доброе начало, сотворившее порядок, свет и мужчину, и злое
начало, сотворившее хаос, мрак и женщину», говорит Пифагор, Законы Ману
определяют ее как существо низкое, которое подобает держать в рабстве. Левит
приравнивает ее к скоту, находящемуся во владении главы семьи. Законодательство
Солона не предоставляет ей никаких прав. Римский кодекс отдает ее под опеку и заявляет
о ее «глупости». Каноническое право рассматривает ее как «врата Дьявола». Коран
говорит о ней с величайшим презрением.
Но в то же время Зло необходимо Добру, материя идее, а ночь свету. Мужчина
знает, что, если он хочет удовлетворить свои желания и продлить свое существование, без
женщины ему не обойтись; ее приходится вовлекать в общество и по мере того, как она
подчиняется заведенному мужчинами порядку, она очищается от изначальной скверны.
Эта мысль отчетливо выражена в законах Ману: «С помощью законного брака женщина
обретает те же достоинства, что и ее супруг, подобно тому как река теряется в океане, и
после смерти может быть допущена в тот же небесный рай». Библия же с одобрением
рисует портрет «сильной женщины». Несмотря на свою ненависть к плоти, христианство
почитает посвященную девственницу и целомудренную и послушную супругу. Если
женщина причастна к культу, она даже может играть важную роль в религии; женщины-
брахманы в Индии или фламинии в Риме наделены не меньшей святостью, чем их мужья;
в супружеской паре повелевает мужчина, но союз мужского и женского начал по-
прежнему необходим для обеспечения плодородия, жизни и общественного порядка.
Эта амбивалентность Другого, Женского повлияет на весь ход истории женщины; вплоть
до наших дней она останется под властью мужской воли. Но воля эта имеет двойной
смысл; полное присвоение женщины низводит ее до уровня вещи; однако мужчина хочет,
чтобы все, что он завоевывает и чем владеет, имело собственное достоинство; Другой
сохраняет в его глазах какую-то часть первобытной магии; как сделать супругу
одновременно прислугой и подругой вот одна из проблем, которую он пытается
решить; его поведение на протяжении веков будет меняться, что повлечет за собой
изменения и в женской судьбе1.
Мы проследим за ходом этих изменений на Западе. История женщины на Востоке, в
Индии и Китае в действительности представляет собой долгое и неизменное рабство. От
средних веков до наших дней предметом своего исследования мы изберем Францию,
история которой достаточно типична.
111
11
Ill
Возникновение частной собственности лишило женщину власти, и с частной
собственностью будет на протяжении веков связана ее судьба: история женщины во
многом перекликается с историей наследства. Фундаментальное значение этого
|