Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
установления можно понять, если учесть, что собственник отчуждает свое существование
в собственности, он дорожит ею больше самой жизни; она выходит за узкие рамки этой
временной жизни, продолжает существовать после разложения тела земного, видимого
воплощения бессмертной души; но такое продление жизни происходит только в том
случае, если собственность остается в руках собственника а она не могла бы по-
прежнему быть его после смерти, если бы не принадлежала людям, в которых он видит
свое продолжение, узнает самого себя, которых считает своими. Возделывать отцовскую
землю и поклоняться манам отца это для наследника две стороны одной и той же
обязанности; он должен продлить жизнь предков на земле и в загробном мире. Таким
образом, мужчина не станет делиться с женщиной ни имуществом, ни детьми. Полностью
и навсегда удовлетворить свои притязания ему не удается. Но в период могущества
патриархата он отнимает у женщины все права на владение и передачу имущества.
Впрочем, отказать ей в правах представляется вполне логичным. Стоит признать, что
рожденные женщиной дети больше ей не принадлежат, как сразу теряется всякая связь
между ними и группой людей, из которой происходит эта женщина. Если раньше при
заключении брака один род на время отдавал женщину другому, то теперь ее полностью
отторгают от группы, где она родилась, и присоединяют к группе супруга; он покупает ее,
как скотину или раба, и навязывает ей своих домашних богов дети же ее принадлежат
семье супруга. Если бы она была наследницей, то все богатства семьи своего отца
передала бы семье мужа поэтому ее старательно исключают из наследования. И
наоборот, поскольку она ничем не владеет, за ней не признают достоинства личности; она
сама составляет часть достояния мужчины сначала отца, потом мужа. При строго
патриархальном режиме отец волен осудить своих новорожденных детей на смерть, будь
то мальчики или девочки; но в первом случае общество, как правило, ограничивает его
власть: любой новорожденный мужского пола и нормального сложения остается жить; а
вот обычай отрекаться от девочек получил большое распространение; у арабов известны
случаи массового детоубийства: только что родившихся девочек сбрасывали в яму.
Признание ребенка женского пола было со стороны отца свободным изъявлением
великодушия; в такое общество женщина вступает как бы дарованной ей милостью, а не
на законном основании, как мужчина. В любом случае мать,
112
родившая девочку, считается после родов гораздо более нечистой: у евреев Левит требует
в этом случае очищения вдвое продолжительнее, чем если бы роженица произвела на свет
мальчика. В обществах, где принято платить «цену за кровь», требуемая сумма совсем
невелика, если жертва женского пола: жизнь женщины настолько же дешевле жизни
мужчины, насколько жизнь раба дешевле жизни свободного человека. Пока она девушка,
всю полноту власти над ней имеет отец; после свадьбы он целиком передает свою власть
супругу. Поскольку она собственность мужчины, как раб, скотина или вещь,
естественно, он может иметь столько жен, сколько ему вздумается; ограничивают
полигамию только экономические соображения; муж может разводиться с женами по
собственной прихоти общество не дает им практически никаких гарантий. Зато
женщине предписывается строгое целомудрие. Общества с материнским правом,
несмотря на табу, допускали большую свободу нравов; редко когда требовалась
невинность до брака, да и к супружеской измене относились не особенно строго. Когда же
женщина становится собственностью мужчины, он хочет получить ее девственной и под
страхом самых страшных кар требует абсолютной верности; нет хуже преступления, чем
рисковать отдать права на наследство чужому отпрыску, а поэтому pater
familias1
имеет право предать смерти виновную супругу. На протяжении всего существования
частной собственности супружеская неверность жены рассматривалась как величайшее
|