Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
 
115 
ной»; половина детей как бы принадлежала покойному, другая половина — живому мужу.
4) Бездетная вдова, выходящая замуж второй раз, считалась женой-прислугой: половину
детей от второго брака она должна была «отдать» покойному супругу. 5) Женщина,
выходящая замуж без согласия родителей, не могла стать их наследницей до тех пор, пока
ее старший сын, достигнув совершеннолетия, не сделает ее «любимой женой» своего
отца; если муж умирал раньше, она считалась несовершеннолетней и отдавалась под
опеку. Наличие статуса приемной жены и жены-прислуги устанавливает право каждого
мужчины на продолжение жизни в потомках, с которыми он не обязательно связан
кровными узами. Это подтверждает то, что мы говорили выше: в определенном смысле
такие узы выдуманы человеком, когда он захотел помимо своей конечной жизни
приобрести еще и бессмертие на земле и в загробном мире.
Наиболее благоприятным положение женщины было в Египте. Богини-матери, став
супругами, сохранили свое влияние; религиозной и социальной единицей является
супружеская пара; женщина представляется союзницей мужчины, чем-то ему
необходимым. Ее магическое воздействие настолько невраждебно, что преодолевается
даже страх перед инцестом, и сестру не колеблясь отождествляют с супругой1. У
женщины такие же права, как и у мужчины, та же юридическая сила; она наследует и
владеет имуществом. Такая удача выпала ей не случайно: причина ее в том, что в Древнем
Египте земля принадлежала царю и высшим кастам жрецов и воинов; частным же лицам
земля давалась лишь в пользование; земельная собственность оставалась неотчуждаемой,
имущество, передаваемое по наследству, не имело большой ценности, и в том, чтобы его
поделить, не видели большой беды. Из-за отсутствия частной собственности женщина
смогла сохранить свое человеческое достоинство. Она свободно выходила замуж, а
овдовев, могла вступить во второй брак по собственному усмотрению. Мужчина обычно
имел несколько жен, но, хотя все его дети считались законными, у него была только одна
настоящая жена, единственная приобщенная к культу и соединенная с ним на равных
правах, — остальные были всего лишь рабынями, лишенными всяких прав. Главная
супруга, выходя замуж, сохраняла свое общественное положение: она оставалась
хозяйкой своего имущества и могла самостоятельно заключать сделки. Когда фараон
Бокхорис установил частную собственность, женщина занимала слишком прочное
положение, чтобы быть обойденной; Бокхорис открыл эру контрактов, и даже брак стал
основываться на контракте. Существовало три вида контрактов: один из них отно-
1 По крайней мере в некоторых случаях брат должен жениться на своей сестре.
 
116 
сился к браку-порабощению — женщина становилась вещью мужчины, однако иногда она
оговаривала, что у него не будет другой сожительницы, кроме нее; в то же время законная
супруга считалась равной мужчине, и все имущество у них было общее; часто муж брал
на себя обязательство выплатить ей определенную сумму в случае развода. Немного
позднее этот обычай привел к исключительно благоприятной для женщины форме
Hosted by uCoz