Navigation bar
  Print document Start Previous page
 90 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
прихоти; под страхом суровых наказаний требуется, чтобы невеста была отдана супругу
девственницей; в случае супружеской измены ее побивают камнями; ее удел — домашний
труд, о чем свидетельствует портрет «сильной женщины»: «Она прядет шерсть и лен...
встает затемно... Ночью ее лампа продолжает гореть... и даром хлеба ей есть не
приходится», Но даже если она целомудренна и трудолюбива, ее считают нечистой и
окружают табу; свидетельство ее в суде не учитывается. Екклезиаст
 
114 
говорит о ней с глубочайшим отвращением: «И нашел я, что горче смерти женщина,
потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы... Мужчину одного из
тысячи я нашел, а женщины между всеми ими не нашел». А после смерти мужа если не
закон, то обычай требовал, чтобы вдова вышла замуж за брата усопшего.
Обычай левирата встречается у многих народов Востока. Одна из проблем, встающих во
всех обществах, где женщина находится под опекой, — это положение вдов. Наиболее
радикальным решением было их заклание над могилой супруга. Но было бы ошибкой
считать, что даже в Индии подобное жертвоприношение когда-либо предписывалось
законом; законы Ману допускали, чтобы жена пережила мужа; эффектные самоубийства
были всего лишь аристократической модой. Гораздо чаще вдова отдавалась в
распоряжение наследников супруга. Иногда левират принимает форму полиандрии; чтобы
предотвратить затруднения, связанные с вдовством, женщине дают в мужья сразу всех
братьев одной семьи — обычай, который служит еще и для предупреждения возможного
бессилия мужа. Когда читаешь Цезаря, создается впечатление, что в Бретани все мужчины
одной семьи сообща имели некоторое количество жен.
Но не везде патриархат установился в такой крайней форме. В Вавилоне законы
Хаммурапи признавали за женщиной некоторые права; она получает часть отцовского
наследства, а когда выходит замуж, отец дает за ней приданое, В Персии принято было
многоженство; жене надлежит беспрекословно слушаться мужа, которого отец выбирает
для нее, едва лишь она достигнет зрелости; но к ней относятся с большим почтением, чем
у большинства народов Востока; инцест не воспрещается, нередки браки между братом и
сестрой; жена обязана воспитывать детей: мальчиков — до семи лет, а девочек — до их
замужества. Жена может получить долю наследства мужа, если сын окажется этого
недостоин; если она «любимая жена», а муж умирает, не оставив взрослого сына, ей
вверяется опека над несовершеннолетними детьми и ведение дел. Правила заключения
брака наглядно показывают, какое значение для главы семьи имело наличие потомства.
Существовало, кажется, пять форм брака1; 1) Женщина выходила замуж с согласия своих
родителей; ее называли «любимой женой»; дети ее принадлежали мужу, 2) Когда
женщина была единственным ребенком, ее первенца отдавали ее родителям, чтобы он
заменил им дочь; затем она становилась «любимой женой». 3) Если мужчина умирал
холостым, его семья собирала приданое и выдавала замуж постороннюю женщину — ее
называли «приемной же-
Это изложение взято из книги: С. ? и а г t. La perse antique et la
iiisatinn ????????? ? 10^——l OK
civilisation iranienne, p. 195—196.
Hosted by uCoz