Navigation bar
  Print document Start Previous page
 94 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
содержание. В действительности здесь в лицемерном виде извлекается польза — как,
например, в Коринфе — из сексуальных потребностей моряков и путешественников, то
есть речь уже идет о продажной проституции. Особым институтом она стала при Солоне.
Он купил азиатских рабынь и поселил их в «диктерионах», расположенных в Афинах
рядом с храмом Венеры, неподалеку от порта; во главе заведения были поставлены
«порнотропсы», в чьи обязанности входило его финансовое управление; каждая девушка
получала зарплату, а вся прибыль предназначалась государству. Потом открылись
частные заведения — Kapaileia, — на их вывесках был изображен красный Приап. Вскоре
туда на содержание помимо рабынь поступили греческие женщины из низших слоев
общества. Диктерионы считались настолько необходимыми, что были признаны
 
119 
неприкосновенными убежищами. Между тем куртизанки были заклеймены позором, не
имели никаких социальных прав, дети не обязаны были их кормить; они должны были
носить специальный наряд из пестрой материи, украшенной букетами цветов, и красить
волосы шафраном. Кроме женщин, содержавшихся в диктерионах, существовали еще и
вольные проститутки, которых можно разделить на три категории; диктериады, похожие
на нынешних зарегистрированных проституток; аулетриды — танцовщицы и флейтистки;
и гетеры, дамы полусвета, обычно приезжавшие из Коринфа, которые имели
официальную связь с самыми известными людьми Греции и играли в обществе ту же
роль, что и современные «светские женщины». Первых можно было встретить среди
вольноотпущенниц или молодых гречанок из низших классов; их эксплуатировали
сутенеры, и существование их было весьма плачевным. Вторым часто удавалось
достигнуть богатства благодаря музыкальным талантам — самой известной из них была
Ламия, любовница Птолемея Египетского, а потом его победителя, македонского царя
Деметрия Полиоркета. Что касается последних, то многие из них, как известно, разделили
славу своих возлюбленных. Они свободно распоряжались собой и своим состоянием,
были умны, образованны, знали искусства, и мужчины, восхищавшиеся их талантами,
относились к ним как к полноправным личностям. Избежав семьи и поставив себя вне
общества, они избегали также и власти мужчины — он видел в них себе подобных, почти
равных. В Аспазии, фринии, Лаис утверждается превосходство женщины без
предрассудков над добродетельной матерью семейства.
Но если не считать эти блистательные исключения, греческая женщина влачит
полурабское существование; и даже возмущаться она не имеет права — разве что Аспазия
и еще более страстно Сафо вслух заявили о своем протесте. У Гомера еще сохранились
реминисценции из героической эпохи, когда женщины имели какую-то силу; но и
гомеровские воины сурово отправляют их на женскую половину. То же презрение
встречаем мы и у Гесиода: «Тот, кто доверяется женщине, доверяется вору». В великую
классическую эпоху женщина оказывается окончательно заточенной в гинекее. «Лучшая
женщина — та, о которой меньше всего говорят мужчины», — сказал Перикл, Платон,
собиравшийся допустить совет матрон к управлению республикой и дать девочкам
свободное воспитание, представляет собой исключение; он вызывает насмешки
Аристофана; в «Лисистрате», когда жена начинает расспрашивать мужа о
государственных делах, он отвечает: «Тебя это не касается. Замолчи, а то побью... Тки
свое покрывало», Аристотель выражает общее мнение, говоря, что женщина является
женщиной в силу своей недостаточности и что она должна жить дома взаперти и
подчиняться мужчине. «Раб полностью лишен права участвовать в принятии решений; у
Hosted by uCoz