Navigation bar
  Print document Start Previous page
 95 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
женщины это право
 
К оглавлению
120 
есть, но слабое и недейственное», — утверждает он. По словам Ксенофонта, жена и муж
— люди друг другу совершенно чужие: «Есть ли на свете люди, с которыми ты беседовал
бы меньше, чем со своей женой? — Таких очень мало...» Единственное, что требуется от
женщины в «Экономике», это быть внимательной, осторожной, экономной,
трудолюбивой, как пчела, хозяйкой дома, то есть образцовой экономкой. Скромный удел,
отведенный женщине, не мешает грекам быть женоненавистниками до мозга костей. Уже
в Vil веке до н.э. Архилох пишет язвительные эпиграммы, направленные против женщин;
у Симонида Аморгского читаем: «Женщины — это величайшее из зол, когда-либо
сотворенных Богом: пусть иногда они и кажутся полезными, очень скоро хозяева с ними
хлопот не оберутся». А вот что у Гиппонакса: «Есть только два дня в жизни, когда жена
радует вас: в день свадьбы и в день ее похорон». Наибольшую озлобленность проявляют
ионийцы в своих милетских историях; например, хорошо известен рассказ об эфесской
матроне. В эту эпоху женщинам в основном вменяется в вину лень, сварливость и
расточительство, то есть как раз отсутствие качеств, которые от них требуются. «И на
земле, и в море водятся чудовища, и все же величайшее из них — это женщина, — пишет
Менандр. — Женщина — это не оставляющее вас страдание». Когда с учреждением
приданого женщина приобрела некоторый вес, стали сетовать на ее высокомерие; это
излюбленная тема Аристофана и особенно Менандра. «Я женился на ведьме с приданым.
Я взял ее за поля и дом, а это, о Аполлон, худшая из бед!..» «Будь проклят тот, кто
придумал брак, а с ним и второй, и третий, и четвертый, и все, кто последовал их
примеру». «Если вы бедны и женитесь на богатой женщине, вы обрекаете себя на рабство
и бедность одновременно». Греческую женщину держали слишком строго, чтобы можно
было осудить ее нравы, да и глумясь над ней, не имели в виду плоть. Мужчин в основном
тяготили узы брака — а это позволяет нам предположить, что, несмотря на суровые
условия жизни, несмотря на то что за ней не признавалось почти никаких прав, женщина,
видимо, играла в доме важную роль и пользовалась некоторой самостоятельностью; ей
предписывалось послушание, а она могла не слушаться; могла изводить супруга сценами,
слезами, болтовней, руганью, и брак, призванный поработить женщину, превращался в
оковы и для мужа. В персонаже по имени Ксантиппа собраны всевозможные сетования
греческого гражданина на мегеру жену и невзгоды супружеской жизни.
 
121 
Историю римской женщины определяет конфликт семьи и государства. Этруски
представляли собой общество с матрилинейной филиацией, вполне вероятно, что в
царскую эпоху в Риме еще сохранилась экзогамия, связанная с режимом материнского
права: римские цари не передавали власть по наследству. Достоверно же известно, что
после смерти Тарквиния утверждается патриархальное право: сельскохозяйственная
собственность, частный надел, а значит, семья становятся ячейкой общества. Женщину
все больше порабощает вотчина, а следовательно — семейная группа: законы полностью
Hosted by uCoz