Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
лишают ее даже тех гарантий, которые давались греческим женщинам; она проводит свою
жизнь в бесправии и рабской зависимости. Само собой разумеется, она исключена из
публичных дел и занимать «мужскую должность» ей строго воспрещается; в гражданской
жизни она навеки обречена оставаться несовершеннолетней. Прямо ей не отказывают в
праве на долю отцовского наследства, но косвенно не дают ею распоряжаться: наследницу
подчиняют власти опекуна. «Опекунство было установлено в интересах самих опекунов,
говорит Гай, чтобы женщина, наследниками которой они заранее назначаются, не
могла лишить их наследства завещанием или сделать бедными продажей имущества или
долгами». Первый опекун женщины это ее отец; если отца нет, эту функцию
выполняют агнаты по отцовской линии. Когда женщина выходит замуж, она переходит «в
руку» к супругу; существуют три формы брака: conferratio, когда супруги приносят
Юпитеру Капитолийскому пирог из полбы в присутствии фламина Юпитера; coemptio,
фиктивная продажа, посредством которой отец-плебей передавал («манципировал») дочь
в собственность мужу; и usus, являвшийся результатом совместного проживания на
протяжении года; все три вида считались «строгим браком» (cum
mano), то есть супруг
занимал место отца или агнатов-опекунов; жена приравнивалась к одной из его дочерей, и
отныне ему принадлежала вся полнота власти над ее личностью и имуществом. Но уже
начиная с эпохи Законов XII таблиц, из-за того что римлянка принадлежала одновременно
и роду отца, и роду супруга, стали возникать конфликты, положившие начало ее
юридической эмансипации. В самом деле, брак cum
mano разоряет агнатов-опекунов. Для
защиты интересов родственников со стороны отца появляется так называемый
«свободный брак» (sine
manu); в этом случае имущество жены остается в распоряжении
опекунов; права мужа распространяются только на ее личность, да и эту власть он делит с
главой семьи, сохраняющим всю полноту влияния на дочь. Разногласия, возникающие
между отцом и мужем, призван разрешать домашний суд подобное установление
позволяет женщине прибегать к поддержке отца против мужа и мужа против отца; она не
принадлежит, как вещь, од-
122
ному человеку. Впрочем, хотя род необычайно силен, что доказывает само существование
такого суда, независимого от судов публичных, возглавляющий его pater
familias
прежде всего гражданин: власть его неограниченна, он держит в полном подчинении жену
и детей, но собственностью его они не являются; скорее, он организует их жизнь в
интересах общественного блага; женщина рожает детей, ее домашняя работа часто
включает в себя выполнение сельскохозяйственных задач, а потому она считается
полезной для страны и пользуется глубоким уважением. Здесь мы можем заметить одну
очень важную особенность, наблюдаемую на протяжении всей истории; одного
абстрактного права недостаточно, чтобы определить конкретное положение женщины
оно во многом зависит от ее экономической роли в обществе; часто даже бывает, что
абстрактная свобода и конкретная власть изменяются в обратной зависимости. По закону
римлянка порабощена в большей степени, чем гречанка, но реально она гораздо активнее
вовлекается в общественную жизнь; дома она занимает атриум центральное помещение
жилища, а не отправляется в гинекей подальше от посторонних глаз; она следит за
работой рабов; она руководит воспитанием детей и часто оказывает на них влияние
вплоть до весьма зрелого возраста; она разделяет с супругом его труды и заботы и
считается совладелицей его имущества. Выражающая сущность брака формулировка «Ubi
tu
Gaius, ego
Gaia»1 не пустая фраза; матрону называют domina (госпожа); она
хозяйка дома, причастная культу, она подруга мужчины, а не рабыня; соединяющие их
|