Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 400 
Next page End  

реакция» (там же, р. 32). Как внешние, так и внутренние раздражители могут выступать в роли сигналов
(а также быть влечениями) для специфических реакций. Изменения раздражителей, их различия и
стереотипы выступают в качестве сигналов. Страх обладает свойствами сильнейшего внешнего сигнала.
«Когда страх выучен в качестве отклика на новую ситуацию, он служит сигналом для произвольных
реакций, которые ранее были выучены в других пугающих ситуациях» (там же, р. 77), таких как
вербальные реакции выражения страха, испуганное молчание или уход из пугающей ситуации. Страх
может также превратиться в сигнал для избегания действия или реакции, за которыми следует
наказание, если его присоединить к сигналам, вызываемым мыслью о выполнении данного действия.
После достаточно строгого наказания за совершение действия индивид ощущает страх, когда думает о
наказуемом действии или когда приступает к его выполнению, что ведет к прекращению действия или
отказу от него. Страх уменьшается, благодаря чему подкрепляются прекращение или отказ.
Страх вызывает определенные внутренние реакции или связан с ними, речь идет о повышении
кислотности желудочного сока, учащении и нарушении сердечного ритма, мышечном напряжении,
дрожи, вздрагивании, замирании (от страха), потоотделении, сухости во рту и горле, ощущении
нереальности происходящего, мутизме и амнезии. Многие из этих реакций являются симптомами
невроза или психоза.
Третьим фактором научения служит
реакция.
Сигналы ведут к реакциям, которые могут быть
представлены в виде иерархической структуры в зависимости от вероятности их возникновения.
Доминантная реакция (занимающая наиболее высокое положение в иерархии) имеет сильную связь с
раздражителем. Природа этой причинной связи неизвестна. Изменение силы связей между
раздражителями и реакциями (или изменение положения реакций в иерархии) и есть научение, однако
реакция должна произойти до того, как она сможет быть связана с раздражителем. Такие новые реакции
возникают в результате проб и ошибок, имитации или вербального распоряжения. Все эти методы
являются способами вызова реакций, которые могут быть вознаграждены. При обусловливании реакция
на безусловный раздражитель является доминантной. Страх — это природная реакция на определенные
раздражители.
Четвертый фактор — это подкрепление,
или вознаграждение. «Любое конкретное событие...
которое закрепляет склонность к повторению реакции, называется подкреплением» (там же, р. 39).
Уменьшение или прекращение болезненных или тревожных раздражителей действует как
подкрепление, поскольку создает снижение выраженности сильного влечения или раздражителя.
Существуют выученные, или вторичные, подкрепления, например деньги, а также врожденные
подкрепления. Выученные вознаграждения функционируют аналогично невыученным. Хотя
подкрепление может действовать в ситуации осознания со стороны испытуемого, оно также может
действовать прямо, без осознания.
В дополнение к этим четырем факторам, или условиям научения, существует несколько других
аспектов процесса научения, требующих определения. Одним из них является угасание.
Когда
выученная реакция повторяется без продолжения подкрепления, ее частота постепенно снижается; то
есть она гасится. Если бы реакции не были подвержены угасанию, они бы длились бесконечно, даже те
реакции, которые вознаграждались бы лишь случайным образом. Реакции гасятся с разной скоростью,
причем сильные реакции сохраняются дольше слабых. На скорость угасания оказывают влияние сила
влечения во время научения, размер предшествующего вознаграждения и сила влечения во время
угасания. Несмотря на то что процесс угасания может быть продлен, все выученные привычки в конце
концов угасают в отсутствие подкрепления. «Это не совсем точное утверждение. В настоящее время
неизвестно, действительно ли все выученные реакции угасают при достаточном количестве
неподкрепленных проб» (Н. Э. Миллер, личный разговор, July 8, 1964).
После угасания реакции она через какое-то время может вновь возникнуть даже при отсутствии
вознаграждения. Это известно как спонтанное восстановление и свидетельствует о том, что реакция
или привычка лишь заторможена, но не уничтожена. После повторных угасаний реакция обычно
исчезает. (К этому утверждению также применим приведенный выше комментарий.) Подкрепление,
сопровождающее какой-либо раздражитель, не только повышает вероятность вызывания реакции
данным раздражителем, но также распространяется на сходные раздражители, и они также вызывает ту
же реакцию. Чем меньше сходства между раздражителями, или сигналами, тем меньше вероятность
Hosted by uCoz